Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №49 «Радуга»
Принято
на педагогическом совете
Протокол № 1
от 29.08.2023
ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании логопедической помощи в муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении детский сад №49 «Радуга»
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении детский сад №49 «Радуга» (далее — Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, Федеральным законом «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г №124-ФЗ с
изменениями от 28 апреля 2023 года, Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 N
Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность», а также Уставом
дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих
образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
регламентирует деятельность МАДОУ, в части оказания логопедической помощи
воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - воспитанники)
и трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе
адаптированных).
1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми,
имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителя-логопеда, его
права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение помещения для
логопедических занятий.
1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями, обеспечивая
необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической
коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми
нарушениями.
1.5. Основными задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и
последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
- организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных
рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с воспитанниками;
- активизация познавательной деятельности воспитанников;
- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами ребенка.
2. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ
2.1 Логопедическая помощь детям, имеющим речевые нарушения, оказывается обучающимся с
5-ти лет.
2.2 При оказании логопедической помощи в МАДОУ ведется документация согласно
приложению №1 к Положению. Срок хранения документов составляет не менее трех лет с
момента завершения оказания логопедической помощи.
2.3 Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным
актом МАДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:
- количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико - педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной
программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6) - 12 указанных
обучающихся,- количества обучающихся, имеющих рекомендации психолого-педагогического консилиума
(далее — ППк) и (или) ПМПК об оказании психолого - педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся,
одновременно получающих логопедическую помощь.
- количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
МАДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся.
2.4 Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.5 Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
(сентябрь) и контрольное (май) диагностические мероприятия, продолжительностью не менее
15 календарных дней каждое.
2.5.1 Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников,
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и получающих
логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы
учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
2.5.2 По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим
работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4)
обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение
к учителю-логопеду. После получения обращения учитель - логопед (учителя-логопеды)
проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.
2.6 Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.6 Зачисление детей для оказания логопедической помощи, из числа обследованных и
зарегистрированных может производиться в течение всего учебного года по мере
освобождения мест.
2.6.1 Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений (максимальное приближение уровня речевого развития обучающегося к
возрастным нормам), компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
2.6.2 Сроки оказания логопедической помощи детям, имеющим рекомендации ППк и (или)
ПМПК об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) определяются
степенью выраженности речевых нарушений у детей, их индивидуально-личностными
особенностями, условиями воспитания в МАДОУ и семье. Сроки могут варьироваться от 3-х
месяцев до 1 года.
2.6.3 Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего.
2.7 Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются подгрупповые
и индивидуальные занятия. Предельная наполняемость подгрупп устанавливается в
зависимости от характера нарушения в развитии речи. В подгруппы подбираются дети с
однородными нарушениями речевого развития.
2.8 Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.9 Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы МАДОУ и
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; Санитарные правила 2.4.3648_20 «Санитарно эпидемиологические требования к организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020
N° 28.
2.10 Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем - логопедом
на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.11. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение №
5).
2.12. На логопедические занятия зачисляются воспитанники МАДОУ старшего дошкольного
возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
- фонетический дефект - недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
- дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата
(ринолалия, дизартрия), заиканием;
- нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико
фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
2.14. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и
письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ
дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим
недоразвитием
речи).
2.15. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой
отмечаются
результаты
диагностики
и
коррекционной
работы.
2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее
лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами - специалистами
(невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на медикопсихолого-педагогическую
комиссию.
2.17. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной
формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в
зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не
более
25
человек.
2.18. В группу подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) - до 5 человек;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием
речи (ФНР) - до 6 человек;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи - до 5 человек;
- с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи - до 6 человек;
- с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) - до 7 человек;
- минимальная наполняемость группы - 3 воспитанника.
2.19. Занятия проводятся в часы, свободные от основных занятий, с учетом режима работы
МАДОУ.
2.20. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителем-логопедом и
утвержденным заведующим МАДОУ.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию
помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования определяются с учетом локальных нормативных актов МАДОУ.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп
по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп,
дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие
образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и
нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья
не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских
организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной
речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4. Положения.
Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного образования), а
также для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, также необходимо
предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для
образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования,
детских
домов
и
школ-интернатов».
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
- для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной
образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
- для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной
адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в
неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
- для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) в соответствии с планом психолого-педагогического сопровождения,
разработанным и утвержденным МАДОУ.
3.5. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия
могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по
вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и
обеспечения
социальной
ситуации
развития.
3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно эпидемиологическими требованиями и составляет:
- для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
- для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
- для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
- для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
- для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.7. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
- для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12
человек;
- для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной
адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
- для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в
соответствии с планом психолого-педагогического сопровождения, разработанным и
утвержденным МАДОУ.
3.8. Продолжительность коррекционно - развивающего обучения детей определяется
структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:
- с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45 до 60
часов);
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма,
обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи - от 4-х
до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45 до 60 часов;
- с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим
недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне
слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического
и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество занятий для детей с
ОНР может быть увеличено.
3.9. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи,
должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников.
3.10. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются
в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым
документом.
3.11. Ответственность за посещение занятий на логопедическом пункте воспитанниками несут
учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий МАДОУ.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование
по
специальности
«Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим МАДОУ в порядке,
предусмотренном законодательством.
4.3.
Работа
учителя-логопеда
осуществляется
по
следующим
направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа- комплексное логопедическое обследование
устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого
педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств;
обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции;
комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление
перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление
расписания
занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа - направлена на повышение уровня
профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных
представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях
по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на уроках и дома.
Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации,
беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным
материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагогапсихолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы
риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа - направлена на развитие и совершенствование
речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой
деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи.
Работа
ведется
на
фонетическом,
лексическом
и
синтаксическом
уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в
решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
- повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедической
деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по
оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и
обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей;
изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом,
методическая,
подготовительная,
организационная
и
иная.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
воспитанников при совместной работе всех участников образовательной деятельности
(административных и педагогических работников детского сада, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях
организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей;
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников детского сада;
- информационных стендов.
4.7. На консультативную работу используются 2 часа.
В часы консультаций учитель - логопед:
- проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более
тщательно обследуя речь детей;
- дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического дефекта;
- проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести речевого
дефекта;
- оформляет необходимую документацию.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель - логопед обязан:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной
компетентности;
- нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;
- ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и
индивидуально-образовательным маршрутом;
- вести необходимую документацию предусмотренную настоящим Положением;
- способствовать формированию общей культуры личности, социализации;
обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;
- строго соблюдать принципы педагогической этики;
- выполнять распоряжения администрации МАДОУ;
- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной
деятельности;
- осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей,
имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного речевого
режима в группе.
5.2. Учитель - логопед имеет право:
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий дошкольного
образовательного учреждения;
- формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и
методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
- знакомиться с документаций МАДОУ;
- повышать квалификацию;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и
получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и
преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения,
установленные для педагогов МАДОУ.
6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий
6.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий
санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности, условий
для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен.
6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
игровую
зону.
6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда
следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами дополнительного
освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для
планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых
потребностей
детей.
6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в
действие)
приказом
заведующего
МАДОУ.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются
в
порядке,
предусмотренном
п.7.1.
настоящего
Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение № 1
Документация МАДОУ при оказании логопедической помощи
1.
Программы логопедической работы.
2.
Годовой план работы учителя-логопеда.
3.
Расписание логопедических занятий.
4.
Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение № 2
Заведующему МАДОУ №49«Радуга»
Камаловой С.Н.
От
Согласие родителя (законного представителя)
на проведение логопедической диагностики воспитанника
Я , _______________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)________
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, группа, дата рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребёнка.
«
» ____________ 20____г. /
/ _________________________________ /
(подпись) (расшифровка подписи)