Дополнительная образовательная программа логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей 4 - 7 лет

Содержание:
I.

Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы.
1.3 Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы.
II.

Содержательный раздел

2.1 Описание коррекционно-развивающей деятельности
2.2 Учебный план
III.

Организационный раздел

3.1 Расписание занятий
3.2 Условия реализации программы
3.3 Перспективное планирование индивидуальной коррекционной работы

I.

Целевой раздел программы

1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Логопедическая коррекция при
устранении речевых нарушений у детей 4 – 7 лет» (далее – ДООП) разработана с целью
организации дополнительной образовательной деятельности для организации коррекции
фонетико-фонематических и лексико-грамматических речевых расстройств у детей 4-7
лет, разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 - ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022 г. № 955;
– Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 №Р75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
– Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования».
– СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
– Уставом МАДОУ (утвержден постановлением администрации СГО от 30.08.2016г. №
1517).
– Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
Возрастная группа – от 4 до 7 лет.
Программа реализуется па государственном языке Российской Федерации - русском.
Осуществляется в очной форме.
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все
компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй,
семантику. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные
виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена
одного звука другим, искажения имеющегося звука.
Фонетическим нарушением речи (далее – ФНР) называется, когда дети не могут
правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком,
в результате чего звук искажается, произносится неточно, но при этом фонема не
заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно
и это не влияет на смысл слова.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФНР) – это нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Рабочая программа рассчитана на один год. Продолжительность коррекционной работы
зависит от количества дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество
часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени
тяжести нарушения).

Занятия проводятся 2 раза в неделю в индивидуальной форме с каждым ребёнком, во
второй половине дня.
Продолжительность занятия составляет 30 минут.
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы – коррекция фонетико-фонематических и лексико-грамматических
расстройств у детей в возрасте 4 – 7 лет, с учётом их речевых, возрастных,
индивидуальных особенностей.
Поставленная цель Программы достигается при решении следующих задач:
Образовательные:
 Усвоить основные лексические единицы языка
 Сформировать полноценные произносительные навыки,
 Сформировать полноценные фонетические представления на базе развития
фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений,
 Оптимизировать развитие лексико-грамматического строя речи,
 Совершенствовать навыки связного высказывания,
 Предупредить нарушения чтения и письма в дальнейшем, при обучении в школе;
 Овладеть на практике нормами речи в различных формах и видах детской
деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и
взаимодействие специалистов.
Коррекционно-развивающие:
 Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков,
отсутствующих/дефектно произносимых.
 Развивать фонематические процессы,
 Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) в
играх и специальных упражнениях.
 Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
 Вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них.
Сформировать положительную мотивацию.
 Активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом элементарных
общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том
числе моральных).
Программа построена на основе следующих принципов:
1. Принцип последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала
«от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными
возможностями детей);
2. Принцип доступности (заключается в простоте изложения и понимания
материала);
3. Принцип наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного,
раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
4. Принцип индивидуализации (учитывает психологические особенности
дошкольников);
5. Принцип результативности (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения);
6. Принцип интеграции (предполагает связь с другими областями: окружающим
миром, развитием речи).
1.3 Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста 4 - 7 лет
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь
становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,
интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая
структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники
занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым
становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно
выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим
становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе
общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
В этом возрасте дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную
тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти
при выполнении каких-либо действий несложное условие.
У части детей в четыре года наблюдаются неустойчивость произношения фонем в
различных звукослоговых сочетаниях; взаимозаменяемость звуков; искаженное
произношение сонорных. Характерна диссоциация между достаточным развитием
фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети
должны овладеть произношением всех звуков речи, отмечается в единичных случаях
неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом
возрасте у детей формируется способность критически оценивать недостатки своей речи.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для
детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая
свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые
недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен
регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать
стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают
употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов,
многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными,
обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта,
универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия
людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество
действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила
речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном
и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение,
отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения для ребенка 5 – 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики,
в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем
информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному
контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика
анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта,
формированию читательских симпатий.
К 6 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы
и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели.
Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны
яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься
не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20 – 25 мин вместе со взрослым.
Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для
запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве
подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5 – 6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах
различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают
в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи
и отношения.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации,
например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей
становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается
взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё
ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако
часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в
сравнении со старшей группой.
Внимание
дошкольников
становится
произвольным,
время
произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи,
диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети
начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст:
ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что
позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.3
Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы.
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов;
подготовительный, этап постановки звуков, этапы автоматизации и дифференциации
звуков.
В результате успешного освоения программного содержания ребенок узнает и научится:
 понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук»,
«слог», «предложение» на практическом уровне;
 правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и
формах речи;
 четко дифференцировать все изученные звуки;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 производить элементарный звуковой анализ и синтез;
 владеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении
стихов.
Будут сформированы: навыки связного высказывания, положительная мотивация к
активной коммуникации.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание коррекционно-развивающей деятельности
Содержание коррекционно-развивающей деятельности обеспечивает:


Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи
детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей;

Возможность
освоения
детьми
с
нарушениями
речи
основной
общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
Основными направлениями работы по коррекции и развитию речи детей являются:
1.
Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) –
развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
2.
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие
фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука
в слове;
3.
Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление
в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
4.
Формирование грамматического строя речи:
5.
Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической
(разговорной);
6.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Содержание коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя
взаимосвязанные направления:
Диагностическая работа
Учитель-логопед проводит диагностику состояния речевого развития детей, используя
специальные диагностические методы и приёмы (выявление состояния устной речи в
форме сопряжено-отраженной и самостоятельной речи ребенка). Изучает результаты
медицинского обследования по документации, предоставленной родителями (законными
представителями): историю развития ребенка, заключения специалистов, что помогает
сориентироваться в структуре нарушения и создать условия для его коррекции.
Опираясь на полученные результаты, специалист осуществляет индивидуальный подход
в вопросах планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с реальными
потребностями ребенка.
Итоговая комплексная логопедическая диагностика – проводится по результатам
логопедической коррекции с целью оценки динамики, качества и устойчивости
результатов коррекционной работы с детьми. Определение дальнейших коррекционнообразовательных перспектив ребенка.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая направленность работы учителя-логопеда представляет
собой систему коррекционного воздействия на языковую и учебно-познавательную
деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого
дефекта и степени его проявления строится содержательный направление коррекционной
работы. Основной формой организации логопедической работы являются
индивидуальные занятия. Содержание коррекционно-развивающей работы учителялогопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих
речевые нарушения.
Важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления,
которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Направления коррекционно-развивающей работы
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое
недоразвитие
 Коррекция звукопроизношения
речи
Фонетико-фонематическое
 Развитие фонематического восприятия

недоразвитие речи

 Совершенствование слоговой структуры слов
 Коррекция звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный;
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Работа на подготовительном этапе направлена на:

выработку четких координированных движений органов артикуляционного
аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;

развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.
На подготовительном этапе необходимо вызвать у ребенка интерес к логопедическим
занятиям.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
Задачи:

устранение дефектного произношения;

развитие умений и навыков дифференцировать звуки сходные артикуляционно и
акустически;

формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный,
механический, смешанный.
Постановка звуков осуществляется в следующей последовательности:

свистящие: С, З, Ц, С’, З’;

шипящий Ш;

соноры Л, Л’;

шипящий Ж;

соноры Р, Р’;

шипящие Ч, Щ.
2. Автоматизация поставленных звуков:

изолированного произношения;

в слогах (по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в
подгруппе);

в словах (по мере овладения произношением каждого слога он немедленно
вводится и закрепляется в словах с данным слогом);

в словосочетаниях;

в предложениях;
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные
предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с
данным словом.
3. Дифференциация:

изолированных звуков;

в слогах;

в словах;

в словосочетаниях;

в предложениях;

в тексте.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию
поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи одним из важных направлений
работы является развитие фонематического слуха.
Коррекционная работа включает следующие этапы:
I. Развитие слухового восприятия, внимания;
II. Развитие фонематического слуха;
III. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
При необходимости, помимо выше перечисленных, включаются следующие направления
работы:
Пополнение словаря: номинативный словарь, предикативный словарь, словарь
признаков, числительные и местоимения, навыки словообразования.
Совершенствование грамматического строя: словоизменение, согласование.
Совершенствование связной речи: пересказ, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ
по сюжетной картине.
2.2 Учебный план
№

1

2

3

Название раздела

Количество часов

Первичное
комплексное
логопедическое
обследование.
Подготовительный
этап
Постановка
отсутствующего
речи звука

Формы аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

4

1

3

Тематический,
констатирующий

10

1

9

Текущий,
педагогическое
наблюдение

5

-

5

Текущий,
педагогическое
наблюдение

в

4

Автоматизация
поставленного звука.

34

-

34

Текущий,
педагогическое
наблюдение

5

Дифференциация
поставленного
и
автоматизированного
звука.
Итоговое комплексное
логопедическое
обследование

14

-

14

Текущий,
педагогическое
наблюдение

4

1

3

Итоговый:
мониторинг уровня
обучения.

Итого

71

3

68

6

1.4 Содержание учебного плана
1.5 Раздел 1. Первичное комплексное логопедическое обследование.
1.6 Теоретическая часть.
Установление эмоционального контакта с ребенком.
Знакомство с пространством кабинета. Изучение условий воспитания и развития ребёнка
на основе беседы с родителями и анализа документов.
1.7 Практическая часть.
1.8 Комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у
обследуемого путём всестороннего и полного изучения речи, её отдельных компонентов, с
учётом данных развития личности с раннего возраста.
1.9 Формы контроля: опрос, наблюдение.
1.10
1.11 Раздел 2. Подготовительный этап
1.12 Теоретическая часть. Знакомство с органами артикуляции и их основными
движениями.
1.13 Практическая часть.
1.14 Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов ребенка к
восприятию и воспроизведению нарушенного звука, а именно:
1.15 а) заинтересовать ребёнка логопедическими занятиями, вызвать потребность в них;
1.16 б) познакомить с органами артикуляционного аппарата их основными движениями;
1.17 в) развивать слуховое восприятие, внимание, память, фонематические процессы в
играх и специальных упражнениях;
1.18 г) развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственные
представления в играх и специальных упражнениях;
1.19 д) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
1.20 е) развить мелкую моторику.
1.21 Формы контроля: опрос, наблюдение.
1.22
1.23 Раздел 3. Постановка отсутствующего в речи звука
1.24 Теоретическая часть. Постановка отсутствующего в речи звука
1.25 Практическая часть.
1.26 Формирование точного артикуляционного уклада для правильного произношения
дефектного звука в изолированном звучании, закрепление слухового, кинестетического
образа звука, в процессе развития восприятия речи; формирования фонематических
процессов; развития артикуляторной моторики; работы по непосредственной постановке
звука смешанным способом.
1.27 Формы контроля: опрос, наблюдение.
1.28
1.29 Раздел 4. Автоматизация поставленного звука.
1.30 Теоретическая часть. Автоматизация поставленного звука.
1.31 Практическая часть.
1.32 Закрепление правильного произношения поставленного звука изолированно, в
звукоподражаниях, слогах, словах, предложениях, стишках, потешках, рассказах, в
спонтанной речи. Развитие фонематических процессов, формирование и развитие
артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики. Формирование практических
умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
1.33 Формы контроля: опрос, наблюдение.
1.34
1.35 Раздел 5. Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.
1.36 Теоретическая часть. Дифференциация поставленного и автоматизированного
звука.

1.37 Практическая часть.
1.38 Формирование умения различать на слух и по артикуляции поставленного звука со
смешиваемым. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
1.39 Формы контроля: опрос, наблюдение.
1.40
1.41 Раздел 6. Итоговое комплексное логопедическое обследование
1.42 Теоретическая часть. Обследование по результатам коррекционной работы
1.43 Практическая часть.
1.44 Комплекс мероприятий, направленных на определение степени овладения
компонентами языковой системы: усвоения основных лексических единиц языка,
формирования полноценных произносительных навыков, полноценных фонетических
представлений на базе развития фонематического восприятия и совершенствования
звуковых обобщений.
1.45 Формы контроля: Итоговый: мониторинг уровня обучения.
1.46
1.47 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.48 Программа рассчитана на 1 учебный год. Возраст детей, участвующих в
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от 4 до
7 лет.
1.49 Общее количество занятий в год: 71.
1.50 Форма организации занятий: индивидуальная.
1.51 Занятия проводятся 2 раза в неделю в индивидуальной форме с каждым ребёнком,
во второй половине дня.
1.52 Продолжительность занятия составляет 30 минут.
1.53
1.54 Расписание занятий
1.55
1.56 Дни недели
1.57 Время проведения
1.58 Понедельник
1.59 15.00-15.30
1.60 15.30-16.00
1.61 16.00-16.30
1.62 16.30-17.00
1.63 Среда
1.64 15.00-15.30
1.65 15.30-16.00
1.66 16.00-16.30
1.67 16.30-17.00
1.68
1.69 3.2 Условия реализации программы
1.70 Занятия проводятся в индивидуальной форме в специально оборудованном
логопедическом кабинете, оснащенном наглядным и демонстрационным материалом.
1.71 Коррекционная работа с детьми с нарушением речи требует оснащения
многочисленными специальными методическими пособиями и дидактическими
материалами, техническими средствами обучения.
1.72 Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность материалами и
средствами обучения и воспитания.
1.73 Оборудование:
1.74 - Стол для ребенка – 1 шт.
1.75 - Стул для ребенка – 1 шт.
1.76 - Стул для педагога – 2 шт.
1.77 - Стол для педагога – 1 шт.
1.78 - Мольберт с магнитной доской (магнитный алфавит) – 1 шт.

1.79 - Магнитно-маркерная доска – 1 шт.
1.80 - Зеркало настенное – 1 шт.
1.81 - Шкаф для пособий – 2 шт.
1.82 - Интерактивная доска – 1 шт.
1.83 Раздаточный материал:
1.84 Кабинет оснащен всем необходимым для проведения коррекционной работы.
1.85 Для проведения логопедического обследования:
1.86 Что это?
1.87 Обследование звукопроизношения;
1.88 Обследование состояния словарного запаса;
1.89 Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза,
фонематических представлений;
1.90 Обследование слоговой структуры слова;
1.91 Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
1.92 Картинки и тексты
1.93 Для формирования правильного звукопроизношения:
1.94 Артикуляционные упражнения (карточки);
1.95 Профили звуков;
1.96 Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
1.97 Предметные картинки на все изучаемые звуки;
1.98 Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
1.99 Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих
звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания,
предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
1.100 Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1.101 Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
1.102 Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
1.103 Предметные картинки на дифференциацию звуков;
1.104 Тексты на дифференциацию звуков
1.105 Для формирования речевого дыхания:
1.106 Дыхательные тренажеры
1.107 игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные
шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и
лепестки цветов и т.п.)
1.108 Для формирования моторной сферы:
1.109 Плоскостные изображения предметов и объектов.
1.110 Разрезные картинки и пазлы.
1.111 Массажные мячики разных цветов и размеров.
1.112 Игрушки-шнуровки.
1.113 Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
1.114 Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
1.115 Методическая литература:
1.116 Азова Е.А., Чернова О.О. Домашние логопедические тетради для закрепления
произношения трудных звуков. Серия из 8 тетрадей – Издательство: Сфера, 2019 г.
1.117 Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение»
1971.
1.118 Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС,
2011.
1.119 Косинова
Е.М.
Азбука
правильного
произношения
М.:
Махаон, 2020.
1.120 Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) —
СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

1.121 6. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим
недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
1.122 7. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики
— СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
1.123 8. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения
и дифференциации звуков разных групп — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.
1.124 9. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и
дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013.
1.125 10. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков — СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
1.126 11. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
1.127 12. Нищева Н. В. Родителям о речи ребенка — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012.
1.128 13. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит... — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
1.129 14. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ль (Л, Р, Рь, Ч – Щ, Ж, Ш, З, С) в игровых
упражнениях. Альбом дошкольника. – М., 2008-2009.
1.130 15. Ткаченко Т. А. Правильно произносим звук С, Ш, Р и Л. (и др.).
Логопедический альбом. – Екатеринбург, 2007 – 2011.
1.131 16. Ткаченко Т.А.. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. –
М.: «Гном и Д» 2005.
1.132 17. Теремкова Н. Э. Тетради для индивидуальной работы детей:
1.133 Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
1.134 Альбом 1. Темы: Фрукты. Овощи. Сад-огород. Деревья. Ягоды. Грибы. Осень.
Человек. Игрушки.
1.135 Альбом 2. Темы: Продукты питания. Одежда. Обувь. Головные уборы. Зима.
Зимующие птицы.
1.136 Альбом 3. Темы: Дикие животные. Домашние животные. Домашние птицы.
Перелётные птицы. Весна. Мебель. Транспорт.
1.137 Альбом 4. Темы: Профессии. Инструменты. Зоопарк. Рыбы. Цветы. Лето.
Насекомые. Школьные принадлежности.
1.138 18. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего
недоразвития речи у детей 5 лет.
1.139 19. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.:
1.140 «Просвещение» 1989.

3.2 Перспективное планирование индивидуальной коррекционной работы
Этапы

Задачи

I.
1. Развитие артикуляционной моторики:
Подготовительный - артикуляционные упражнения, направленные на
восстановление функций (подвижность,
переключаемость, умение удержать позу)
- самомассаж языка, губ
- развитие голоса, работа над темпом и ритмом речи. упражнения на развитие речевого дыхания
2. Развитие фонематического слуха.
3. Связать фонему с графемой.

Методы и приемы
Артикуляционная гимнастика:
Для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка» «Улыбкатрубочка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок»,
«Киска сердится», «Качели», «Желобок», «Щеточка»,
«Часики», «Конфетка», «Футбол».
Для шипящих: «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем
непослушный язычок», «Чашечка», «Бублик», «Фокус»,
«Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка»,
«Гармошка», «Качели», «Погреем руки».
Для соноров зв.[Л]: «Лопаточка», «Накажем непослушный
язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк»,
«Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка».
Для соноров зв.[Р]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк»,
«Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Пулемет»,
«Гармошка».
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов:
«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад»,
«Бабочка», «Живые предметы», «Шторм в стакане», «Задуй
свечу», «Пароход».
Игры на развитие фонематичекого слуха: «Где звук», «Назови
слова с заданным звуком», «Выбери картинки с заданным
звуком», «Чем отличаются слова», «Слоговая цепочка»,
«Составь слова из звуков».

II.

Постановка звука

Постановка звуков проводится
последовательности
 свистящие: С, З, Ц, С’, З’;
 шипящий Ш;
 сонорный Л, Л’;
 шипящий Ж;
 соноры Р, Р’;
 шипящие Ч, Щ.

в

следующей 1. Закрепить функции артикуляционного аппарата.
2. Постановка звука:
- по подражанию
- с механической помощью
- смешанным способом
3. Закрепление образа буквы

III.
Введение звуков в
речь

1. Закрепить изолированный звук
2. Введение звука в слоги
3. Введение звука в слова
4. Введение звука во фразы, простые предложения
5. Введение звука в спонтанную речь

Введение звука в слоги (открытый, закрытый, со стечением
согласных)
Введение звука в слова (начало, середина, конец)

IV.
Восполнение
пробелов в
развитии лексики
и грамматики (на
базе поставленных
звуков)

Формирование лексико-грамматического строя речи.
1. Обогащение словаря
2. Устранение аграмматизмов:
- учить употреблять существительные во
множественном числе
- согласовывать существительные с прилагательными,
числительными
- учить образовывать сущ. с уменьшительноласкательными суффиксами
- учить называть детенышей животных
- закрепить в речи простые предлоги

1. По темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Грибы и ягоды»,
«Птицы», «Одежда», «Части тела», «Продукты», «Посуда» и
др.
Игры: «Один - много», «Суп - компот», «Сад - огород»,
«Времена года» и др.
2. Игры: «Какой, какая, какое, какие», «Один - много»,
«Назови ласково», «Большой - маленький», «Подарки гному и
гномику» игры с мячом: «Чей малыш», «Кто у кого», «Где
карандаш», «Что в чем», «Что где находится». По картинкам,
по схемам предложений.

При ФФНР в коррекционную работу, кроме вышеперечисленных, включаются
следующие этапы:
Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с
подготовительным этапом).
Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным
этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков).
Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на
этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и
навыков).
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по
тональности, высоте, длительности («Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шепот»,
«Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»);
2) воспроизведение ритмического рисунка на слух («Хлопни как я»).
Этап развития фонематического слуха включает:
1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из
слова в различных позициях («Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в
слове»);
2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или
акустическим свойствам («Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори» и
др.).
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова
предполагает:
I) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой
структуры («Звуковое домино», «Веселый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки
поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал» и др.);
2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой
структуры («Доскажи словечко», «Путаница», «Веселый поезд», «Пуговицы»,
«Пирамидка» и др.);
3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками
соответствующих цветов («Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи
наоборот» и др.);
4) составление условно-графических схем («Телеграфист»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
ГИБДД информирует за 10 м 2023.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».