Рабочая программа познавательной деятельности Юные метеорологи

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста
1.2. Планированные результаты освоения ДОП
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка.
2.2. Формы, методы и приемы реализации Программы
2.3. Содержание учебного плана
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

3. Организационный раздел
3.1 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.2. Материально – техническое оснащение
3.3. Программно – методическое обеспечение

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа познавательной направленности (далее – Программа) обеспечивает
развитие естественнонаучных представлений, которая на основе принципов интеграции и
адаптивности позволит обеспечить успешную социализацию и формирование у каждого
ребенка 5 – 7 лет представлений об универсальной ценности природы.
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.43648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 « Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 09.11.2018г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам». В редакции от 30.09.2020 г.
Программа реализуется в совместной деятельности взрослого с ребенком в режимных
моментах в процессе разных видов детской деятельности и самостоятельной деятельности
детей.
Содержание Программы обеспечивает использование активных форм и методов
обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы,
творчества, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности, и охватывает следующие направления развития и образования детей - это
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Срок реализации Программы 2 года.
Возрастная группа: 5-7 лет.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русский.
Цели и задачи реализации Программы.
Цель: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни
человека.
Задачи
- организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
- формировать у детей знания о природе, ее компонентах и взаимосвязи друг с другом;
- развивать у детей способности к сотрудничеству, коммуникативной деятельности с учётом
возрастных особенностей дошкольного детства;
− поддерживать инициативы детей в разных видах деятельности;
- познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром,
барометром, снегомером и другими;
- развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность,
любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать,
делать выводы и умозаключения;
- воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость,
стремление к завершению деятельности, бережное отношение ко всему живому, любовь к
природе;
активизировать позицию родителей, как участников образовательных отношений

3

Принципы, лежащие в основе Программы
В Программе реализуются обозначенные в Стандарте основные принципы дошкольного
образования:
- Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа общего развития человека; полноценное проживание ребёнком всех этапов
детства, амплификация (обогащение) детского развития.
-Уважение личности ребёнка; осуществление образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка, создание условий, при которых сам ребёнок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательной
организации) и детей; сотрудничество детей и взрослых; признание ребёнка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности.
- Сотрудничество образовательной организации с семьёй.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традиционным ценностям семьи, общества
и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных
видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов образования возрасту и особенностям развития детей).
- Учёт этнокультурной ситуации развития детей, приоритет национальной толерантности.
- Принцип преемственности, согласно которому программа обеспечивает преемственность
дошкольного образования и начального общего образования. Преемственность обеспечивается
через установление преемственных результатов освоения программ дошкольного и начального
общего образования, а также через единые подходы к формированию портрета выпускника.
Характеристики возрастных особенностей детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Старшая группа (5 – 6 лет)
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной,
нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок шести лет становится,
активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему
выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий
социализацию.
Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета,
формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10
различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах
детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и
классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.
Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть
направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может
вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.
Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость.
Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности.
Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает
непроизвольная память.
Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но
устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных
особенностей ребенка и условий обучения.
4

Вместе с взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным
делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и
распределение внимания.
Мышление. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-действенному мышлению дети прибегают
для выявления необходимых связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу
событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.
Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словеснологического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать
два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.
Речь. В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи.
Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи,
богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная
речь.
Воображение. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и
воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические
путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят
воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В
рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у
машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и
волшебный мир.
Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет
смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные
социальные роли.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в
различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные
решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое
положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.
Внимание. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость
внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе
развития речи, познавательных интересов.
Память. В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно
запоминать достаточно большой объем информации. Дети могут самостоятельно ставить перед
собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ
запоминания – повторение.
Мышление. Мышление в этом возрасте переходит от наглядно-действенного к нагляднообразному и в конце периода — к словесному мышлению. Дошкольник образно мыслит, но еще
не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как
самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы.
Детские вопросы — показатели развития любознательности.
Отношения со сверстниками. Детям старшего дошкольного возраста свойственно
преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное
разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью
личности в пользу децентрации. В процессе усвоения активное отношение к собственной
жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
5

Отношения с взрослыми. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в
умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремиться
качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не
получилось.
Эмоции. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в
своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении
социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и
сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. О моральных
качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с
нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих
отношений. Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более
характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат
деятельности, чем поведение.
Игровая деятельность. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы
начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные
ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не
всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При организации
совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой
степени сдерживать эмоциональные порывы. Происходит постепенный переход от игры как
ведущей деятельности к учению.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Старшая группа:
- ребенок узнает путем наблюдений правильность народных примет;
- определяет с помощью термометра температуру воздуха;
- понимает принцип работы компаса, умеет определять стороны света;
- сформированы умения работы с приборами на метеостанции: снегомером, дождемером,
флюгером, ветровым рукавом, термометром, компасом и др;
- имеет представления о состоянии неба, движении облаков, солнца, луны;
- устанавливает связи между температурой воздуха и состоянием воды, почвы, растений,
животных;
- отражает результаты наблюдений в дневнике наблюдений.
Подготовительная группа:
- умеет измерять температуру воздуха, почвы, количество осадков, скорость ветра, толщину
снежного покрова;
- умеют самостоятельно проводить эксперименты для изучения свойств воды;
- понимает причины наступления разных сезонов года, а также разной длительности частей
суток в зависимости от сезонов года: летом день длиннее, ночь короткая и наоборот;
- умеют фиксировать результаты наблюдений при помощи условных обозначений в дневнике
наблюдений;
- умеют определять время суток по солнечным часам;
- имеют представление о тени, о свойствах снега, камней, песка и глины, о методах
исследований;
- выполняют элементарные правила поведения в природе.
- понимает принцип работы компаса, умеет определять стороны света;
- умеет работать с приборами работать с приборами на метеостанции: снегомером,
дождемером, термометром, ветровым рукавом и т.д.;
- делает умозаключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойств и явлений;
- имеет простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы
ветра, о частях света;
-- знает приметы, пословицы, поговорки о погоде, умеет их объяснить.
6

1. Содержательный раздел
1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка
Социально – коммуникативное развитие:
- формируются готовность и способность к коммуникативной деятельности (общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - совместное участие детей и родителей в
традиционных мероприятиях (физкультурно – экологические, туристические походы, День
Земли, экологические акции).
- овладение начальными знаниями о себе и социальном мире;
- проявление инициативы и самостоятельности в игре и общении;
- испытывать чувство гордости от рождения и проживания в родном крае;
- усвоение информации о родном крае (природа, промыслы и т.п.)
- участие в экспериментально - исследовательской деятельности;
- участие в организации развивающей предметно – пространственной среды на территории
МАДОУ.
Познавательное развитие:
- развитие любознательности, формирования умения задавать вопросы взрослым и
сверстникам, развитие интереса к причинно – следственным связям,
- стремление самостоятельно придумывать объяснения явления природы и поступкам людей;
- развитие способности наблюдать, экспериментировать, формирования познавательно –
исследовательской деятельности и воображения. Планета Земля в общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира:
- формирование представлений о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям
постижение системы «Человек - природная среда»;
- воспитание ответственного бережного отношения к природе
Речевое развитие:
- овладение устной речью, благодаря которой ребенок может выражать свои мысли и желания,
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; знаком с
произведениями детской литературы по экологическому образованию.
Художественно – эстетическое развитие:
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным и
художественным окружением (экологизация окружающей среды).
- развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка,
аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал (изображение и изготовление рисунков, поделок и т.п., связанных
с экологической тематикой).
Физическое развитие:
- овладение навыками здорового образа жизни;
- закрепление в общении со сверстниками нравственных качеств: чувство дружбы,
коллективизма, взаимопомощи во время туристических походов, экскурсий;
- развитие морально – волевых качеств, смелость, находчивость, интерес и любовь к
систематическим занятиям спорта на природе (солнце, воздух и вода).

7

2.2. Формы, методы и приемы реализации Программы
Формы организации детей:
Образовательная деятельность в групповом помещении, на метеоплощадке
- Формирование представлений о погоде и ее признаках, познакомить с профессией
метеоролога.
- Воспитывать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.
- Народные приметы.
- Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.
- Опыты - эксперименты с водой, воздухом.
- Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через
организацию совместной деятельности.
- Сюжетно-ролевая игра «Метеобюро».
- Расширять знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды.
- Дидактическая игра «Прогноз погоды».
- Формировать представления о погодных изменениях в природе.
- Целевые прогулки, экскурсии: в сквер, улицу поселка, лесной массив.
Наглядные методы:
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-гербарии, дидактический наглядный материал.
Словесные методы:
- чтение природоведческой литературы;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- пословицы, поговорки и загадки о природе;
- обсуждение народных примет.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игрдраматизаций и др.);
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, КВН, «Поле чудес».
Практические методы:
- проверка народных примет (зарисовка и рифмовка примет);
- экспериментальная и исследовательская деятельность;
- моделирование;
- работа на метеоплощадке.
«Прогнозирование» (5 – 6 лет)
Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для
обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды:
- измерение температуры воздуха;
- измерение силы и направления ветра;
- наличие осадков;
- состояние неба и солнца;
- измерение влажности воздуха.
Наблюдения на метеоплощадке.
Наблюдение за ветром.
Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и
характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и
направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах
в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление,
8

откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.
Ветряной рукав позволяет определить силу ветра:
- Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.
- Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав.
Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.
- Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.
– Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.
- Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав.
- Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.
Наблюдение за снежным покровом.
Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания
снежного покрова определяется по признакам:
- Равномерный (без сугробов).
- Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными
местами.
- Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.
- С проталинами.
- Лежит только местами. Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется
снегомерная рейка.
- Температура воздуха.
Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по
спиртовому термометру.
На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около
делений, показывают число градусов. Ноль — граница между градусами тепла и градусами
холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз —
градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов.
Температуру записывают с помощью условных знаков.
В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток. Их цель —
создание проблемных ситуаций.
Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой. Данные
заносим в календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем
результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась,
сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками,
травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения
происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно
важных условий. В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием
месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет.
Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой. Данные
заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками.
В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение
месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или
снежных, ветреных, морозных. В начале каждого месяца знакомим детей с народным
календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет.
Учебный план
Объем программы – 36 часов на весь период обучения по программе (18 часов в старшей
группе и 18 часов в подготовительной).
Срок реализации программы – 2 года.
Место проведения – групповая комната, метеоплощадка

9

2.3. Содержание учебного плана
Первый год обучения – старшая группа (дети 5-6 лет)
№
1.

2

3

Название раздела
Тема

Формы проверки
Содержание
количество
реализации
часов,
программы
практика
Прогнозирование
Сравнительный
Воспитатель показывает, как с помощью дождемера определить количество 1
погоды
Тема: анализ погоды за выпавшего дождя и данные заносить в дневник наблюдений. Объясняет. Что
«Дождемер»
сентябрь
наблюдения нужно вести постоянно. Когда результатов наберется достаточное
количество, то по ним мы сможем найти ответы на различные вопросы о погоде:
какой день в неделе (месяце, годе) был самым дождливым? Как отличаются разные
месяцы и годы по количеству осадков? Сколько осадков в среднем за неделю
(месяц, год) получает почва в нашей местности? И т.п. и т.д.
Живая
природа
Воспитатель выясняет вместе с детьми, почему некоторые растения называют 1
Тема
«Растения
барометрами, объясняет, что человек давно заметил, что многие растения накануне
барометры»
перемены погоды изменяются. Такая их способность объясняется зависимостью от
условий среды обитания: температуры, влажности, давления воздуха, а также от
солнечного света. Воспитатель показывает презентацию о растениях барометрах, в
группе создают альбом о растениях барометрах. Хотите узнать, какое будет лето –
присмотритесь к березам. Если они опушатся раньше клена – лето будет сухое,
позже – дождливое. Если весной береза раньше ольхи листья выкинет – лето будет
сухим, а если ольха первая распустится – замучают холода и дожди. Дождливым
лето бывает, если весной из березы течет много сока. А вот если дуб раньше ясеня
лист распустит – лету быть сухим. Красавица-рябина может благоухать цветением
больше двух месяцев. Белые шапки ее медоносных цветов – точный предвестник
перелома погоды к устойчивому теплу. И о предстоящей осени знает рябина: если
летом на ней много плодов – осень будет дождливая, если мало – сухая. Ель тоже
опускает свои ветки перед дождем, чешуйки ее шишек сжимаются, а перед ясной
погодой ветви поднимаются вверх. Наблюдательные сибиряки-таежники издавна по
состоянию кроны елей довольно точно определяют предстоящую погоду. Даже в
своём огороде можно найти личную маленькую метеостанцию. Например, белые
шапочки над морковкой и цветы картофеля к дождю клонятся к земле, а по
количеству шелухи на луковице можно определить, насколько суровой будет зима.
Чем больше слоёв, тем сильнее затрещат морозы.
Экспериментально
Дети вместе с воспитателем наблюдают за расцветкой листьев рябины и 1
10

- исследовательская
деятельность Тема
«Почему
осенью
листья желтеют?»

4

5
6

7

температурой воздуха. Свои наблюдения заносят в календарь и температурный
график. Определяют результат: листья желтеют при понижении температуры.
Делают вывод: осенью всегда бывает период, когда день еще длинный, а тепла
становится меньше. Растению хватало бы света для их дальнейшего развития, но
все затормаживается из-за низких температур. Тогда в листьях появляются
пигменты, способствующие улавливанию тепла, - красные, оранжевые, желтые. Это
позволяет продлить их жизнь еще на несколько недель.
Прогнозирование
Сравнительный
На метеоплощадке дети наблюдают за деревьями и ветровым рукавом, знакомятся
погоды Тема «Что анализ погоды за положением ветрового рукава: Штиль – листья на деревьях неподвижны, рукав не
обозначают
октябрь
устанавливается по ветру; Тихий ветер – колышутся отдельные листья, колеблется
положения
рукав; Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят; Слабый
ветрового рукава»
ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает
рукав; Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев,
вытягивается рукав; Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев,
вытягивается рукав; Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумят
деревья.
Неживая природа
Педагог вместе с детьми выясняет роль ветра в жизни человека и природы, она
Тема: «Роль ветра в
может быть отрицательной (волны, ураганы, бури) и положительной (опыление
жизни человека»
растений) через игру «Хорошо – плохо»
Живая
природа
12 ноября – День Зиновия и Зиновии. Синичкин день. В этот день прилетают
Тема: «Как синицы
синицы. Невелика птичка, да свой праздник помнит. Первое массовое появление
предвещают
синиц около домов - признак приближающихся больших холодов. Педагог вместе с
погоду»
детьми рассматривает приметы о синицах, обсуждает их. Вместе с детьми
оформляют альбом «Как синицы предвещают погоду». • Первое массовое
появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. • Если синицы
отлетают в теплые края рано - это к скорому похолоданию. • Синичка с утра
начинает пищать — жди мороза. • Массовое появление синиц около домов 12
ноября — верный признак наступления холодов. Пожалуй, самая распространенная
птица на земле - воробей. Впечатление такое, что воробьи живут повсюду: в
сельской местности и в городах, в лесах и на полях. Верны приметы, что купание
воробьев в пыли и барахтанье в воде свидетельствуют о наступлении дождливой
погоды. Но есть и другие приметы.
ЭкспериментальноЧтение рассказа А. Низовой «Невидимка». Показать детям что ветер и воздух это
исследовательская
одно и тоже. Взрослый зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют, почему
деятельность
отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть
«Ветер в комнате»
змейку ее спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над

1

1
1

1

11

8

9

10

11

свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается
вниз, потому что ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух
заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт
выполняют самостоятельно. Взрослый предлагает детям определить направление
движения ветра сверху и снизу дверного проема. Дети объясняют, почему
направление ветра разное (теплый воздух в квартире поднимается и выходит через
щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое
время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и выйдет на
улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный
воздух). Именно так возникает ветер в природе. Зарисовывают результаты опыта.
«Прогнозирование Сравнительный
Воспитатель знакомит детей с работой флюгера, с частями света: С – Ю – З – В. 1
погоды»
анализ погоды за Вместе с детьми определяю откуда дует ветер. Проверяют примету «Откуда ветер,
Тема «Откуда дует ноябрь
оттуда и погода»
ветер?»
Прогнозирование
Воспитатель вместе с детьми проводит наблюдение за снежным покровом,
Сравнительный
погоды
анализ погоды за измеряют его высоту с помощью снегомерной рейки. Педагог объясняет. Что
Тема: «Измерение декабрь
характер залегания снежного покрова определяется по признакам: равномерный
осадков
(снега)
(без сугробов); умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест
снегомером»
или с оголенными местами; очень неравномерный (большие сугробы) без
оголенных мест или с оголенными местами; с проталинами; лежит только местами.
Данные заносятся в дневник наблюдений, отмечается сколько дней был снегопад.
Прогнозирование
Воспитатель вместе с детьми проводит наблюдение за снежным покровом,
Сравнительный
погоды
Тема анализ погоды за измеряют его высоту с помощью снегомерной рейки. Педагог объясняет. Что
«Снегомер»
характер залегания снежного покрова определяется по признакам: 1. Равномерный
январь
(без сугробов). 2. Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных
мест или с оголенными местами. 3. Очень неравномерный (большие сугробы) без
оголенных мест или с оголенными местами. 4. С проталинами. 5. Лежит только
местами. Данные заносятся в дневник наблюдений, отмечается сколько дней был
снегопад. Взять на заметку примету: «Снегопады и частые метели в январе — к
частым дождям летом». Проверка приметы: «Облака идут против ветра — к снегу».
Сравнить количество выпавших осадков с декабрем.
ЭкспериментальноВоспитатель с детьми рассматривают воду, лед, снег и дети рассказывают, чем они
исследовательская
схожи и чем отличаются; сравнить что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег
деятельность
или лед) что произойдет, если их соединить (снег и лед растают), сравнивают, как
Тема
изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной,
«Превращения
становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода
12

капельки»

12
13

14

15

16

теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет
цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед
непрозрачным (измельчит его). Рассматривают примету: «Чем больше снега, тем
больше хлеба. Зима без снега, значит лето без хлеба»
«Прогнозирование Сравнительный
Практикум работы с термометром. Наблюдение «Температура воздуха: утром –
погоды»
анализ погоды за днем - вечером». Запись в дневнике наблюдений. Проверка приметы: «Утром
Тема: «Термометр – февраль
холоднее, чем накануне вечером – жди похолодания»
умный прибор»
«Неживая природа
Воспитатель знакомит детей с особенностями радуги, используя стекло. Объясняет
Тема «Волшебный
приметы: • Вечерняя радуга — к ясной погоде, утренняя — дождливой. • Высокая и
лучик. Радуга дуга»
круглая радуга — к ведру, пологая и низкая — к ненастью. • Высокая и крутая
радуга — к хорошей погоде, низкая и пологая — к ненастью. • Двойная (тройная)
радуга — признак дождливой погоды. • Если радуга видна к вечеру, то будет
хорошая погода, а поутру — дождь. • Если радуга низка, а концами упирается в
воду — в реки, озера или низины — к ненастью. • Если радуга появилась до дождя,
дождь прекратится, а если позже, дождь будет продолжаться. • Если радуга
появится — к дождю. • Радуга поперек реки — будет хорошая погода, радуга вдоль
реки — будет сильный дождь. • Чем зеленее радуга, тем больше будет дождя.
Самые интересные приметы зарисовывают в альбом.
Прогнозирование
Воспитатель объясняет, что направление ветра можно определить и без приборов.
погоды
Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера
Тема: «Откуда и
используются любые косвенные признаки, позволяющие произвести эту оценку.
куда дует ветер?»
Направление ветра, например, можно наблюдать по дыму, движению легких
предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев. Сравнить наблюдение с
флюгером. Проверка приметы: «Зимой ветер подул с Севера к большому морозу»
Неживая природа
дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света;
Тема:
«Солнце
познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения
дарит нам тепло и
разными предметами и материалами
свет»
Экспериментально- сравнительный
Воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они
исследовательская
анализ погоды за отличаются (светлее или темнее, освещенность солнцем), почему это происходит
деятельность
(Земля вращается вокруг Солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше
апрель
Тема
попадает на данную поверхность Земли), как более точно можно определить время
«Изготовление
(по часам), какие бывают солнечные часы (механические, песочные и пр.). Детям
солнечных часов»
рассказывают о том, что раньше время определяли по Солнцу и солнечным часам.
Воспитатель вместе с детьми изготавливает солнечные часы по алгоритму:
13

начертить круг на листе бумаги, точно в центре закрепить колышек и в течение дня
на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем.
Данные сравнивают с солнечными часами на метеоплощадке
Живая
природа
Педагог вместе с детьми рассматривает приметы о насекомых, составляют альбом
Тема: «Насекомые
«Насекомые барометры», проверяют приметы на территории детского сада. • Еще
барометры»
при ясном небе муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник. • Пчелы
перестают летать за нектаром к цветам, сидят в улье и гудят. • Стараются укрыться
перед грозой и бабочки крапивницы. • Если высоко над кустами плавно летит
стрекоза - погода будет хорошая. • Если стрекозы летают стайками совсем низко и у
них сильно шуршат крылья, то скоро будет дождь. • Если они вечером сильно
стрекочут, утро будет солнечное. • Если паук сидит, забившись в середину
паутины, и не выходит - жди дождя.
Прогнозирование
Рассмотреть с детьми одуванчик и мать - мачеху, как они выглядят, отметить, что у
сравнительный
погоды
анализ погоды за растения есть стебель, листья, цветок. Определить цвет одуванчика и мать – и
Тема:
«Цветы май
мачехи, притронуться к ним, ощутить пушистую поверхность, сравнить их.
синоптики
на
Пояснить детям что эти цветы могут предсказывать погоду: если цветок чувствует,
участке
детского
что погода будет пасмурная, то он не раскроется, если солнечная – то цветки
сада»
раскрываются рано утром. Зарисовать цветы в альбом: раскрытый одуванчик и мать
– и -мачеху с солнышком, закрытый одуванчик с тучкой.

17

18

Итого

18

Содержание учебного плана
Второй год обучения – подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)
«Прогнозирование погоды»
-Познакомить с профессией метеоролога. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного
мира. Продолжать знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
- Продолжать знакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным
рукавом, солнечными часами; обучать детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой.
- Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом.
- Наблюдение за снежным покровом, за измерением его высоты. Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова использовать
снегомерную рейку. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам:
• Равномерный (без сугробов).
• Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.
• Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.
• С проталинами.
14

• Лежит только местами.
- Наблюдение за ветром. Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными
величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких
пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за
ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава. Ветряной рукав позволяет определить силу ветра:
• Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.
•Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. • Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.
• Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.
• Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.
• Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав.
• Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.
- Уточнять представления о дождемере, измерять количество выпавших осадков.
- Уточнить представления о термометре. Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и
стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около
делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от
0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру
записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +50, а пять градусов холода так: - 50.
- Познакомить детей с барометром, учить работать с ним.
•Приучать детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
1

Прогнозирование
Сравнительный
погоды
Тема: анализ погоды
«Интересная наука – за сентябрь
метеорология»

Педагог рассказывает детям о науке метеорологии, о начале ее зарождения. 1
(Регулярные наблюдения за погодой в России первым попытался установить царь
Алексей Михайлович. По его повелению из Европы привезли астрономические
инструменты и метеорологические приборы, в том числе изобретение
Эванджелиста Торричелли, ученика Галилея — барометр. А уже в конце XVII века
при Петре I начались постоянные наблюдения за погодой. Современные
метеорологи занимаются моделированием прогноза погоды, а также исследуют
различия климатов, активность вулканов и вероятность землетрясений, типы
ветров и причины их возникновения, различные состояния атмосферы с помощью
радаров и спутников). Современные метеорологи занимаются моделированием
прогноза погоды, а также исследуют различия климатов, активность вулканов и
вероятность землетрясений, типы ветров и причины их возникновения, различные
состояния атмосферы с помощью радаров и спутников. Воспитатель рассказывает
детям, что еще издавна наши предки могли предсказать погоду наблюдая за
растениями и животными, показывает презентацию «Как природа предсказывает
погоду?» Приметы в определенные месяцы года: • зима будет ранней, если
15

2

Живая
природа»
Тема:
«О
чем
расскажет береза?»

3

Экспериментальноисследовательская
деятельность Тема:
«Для чего нужен
барометр»

4

Прогнозирование
погоды
Тема:
«Приметы октября»

журавли отлетают на юг в августе; • снег выпадет поздно, если в октябре березы
еще стоят в листьях; • осень будет долгой, если бабье лето длительное; • лето
будет жарким, если в январе сухо и холодно; • в сентябре будет сухая погода, если
май дождливый. Выясняют, как дети могут моделировать прогноз погоды на
короткий и длительный срок
Воспитатель с детьми рассматривают березы на участке, проверяют приметы. А 1
какой будет весна, березы рассказывают еще осенью. • Листья начинают желтеть с
верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней. И
зиму березы предсказывают. • В начале октября лист еще не опал – снег ляжет
поздно. А если в свое время весь опадает, то в конце января – начале февраля
будет продолжительная оттепель. Заводят журнал, делают в нем пометки,
зарисовки
Воспитатель объясняет детям, что Барометр — отмечает перемены, происходящие 11
в воздухе. Напоминает часы, вернее будильник. Только вместо часовой и
минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная
стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка—
контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой
«754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее
«Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно»,
обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в
редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка
движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато, когда стрелка упорно
идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными
парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега. Конечно, барометр
не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж
мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.
Сравнительный Составление краткосрочного и длительного прогноза по барометру на 1
анализ погоды метеостанции и приметам октября. Краткосрочный прогноз:
за октябрь
• Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром.
• Вечерняя заря яркая - к ветру.
• Морозный иней на траве - к дождю. • Осенний иней - к сухой и солнечной
погоде, к вёдру, к теплу.
• Облака идут низко - ожидай стужи.
• Звезды ярки - к хорошей погоде, тусклы - к дождю или снегу. Длительный
прогноз:
• Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме Листья осины лежат на
16

5

Неживая
природа
Тема:
«Где
рождается снег»

6

Экспериментальноисследовательская
деятельность» Тема:
«Как
работает
термометр»

земле кверху лицом - зима будет холодная. Кверху изнанкой - теплая.
• Если много орехов, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
• Теплый октябрь — к морозной зиме.
• Сильные и продолжительные холода — к суровой зиме.
• Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
• С какого числа в октябре ударят морозы, с такого числа в апреле следующего
года начнется тёплая погода.
• С какого числа в октябре пойдёт снег, с того числа весна откроется в апреле.
• Если октябрь запорошен снегом, весной снег долго не сойдет с полей.
• Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.
• Листопад прошел быстро — зима будет суровой, а если листья остаются
зелеными и долго держатся на деревьях — зима будет короткая, с небольшими
морозами.
• Посмотрите на березу в начале октября — если листья еще не опали, то снег
ляжет поздно.
• Если в октябре лист с березы и клена опадает не чисто, то жди суровой зимы
Воспитатель читает детям сказку «Жила была Капелька». Воспитатель после 1
прочтения сказки рассказывает о том, что ученые разгадали тайну рождения
снежинок. Они тоже падают из туч, как и дождь. Водяные пары поднимаются
очень высоко, где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются
крохотные льдинки – кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на
землю. Они еще очень маленькие. Но шестиугольный кристаллик все время растет
и наконец становится снежинкой. Так рождается снег. Снежинка – это другое
состояние воды. Затем идет обсуждение сказки. Выполняют творческое задание –
сконструировать снежинку из палочек, из канцелярских скрепок
Воспитатель с детьми проводит опыт: Зажмите пальцами шарик с жидкостью на 1
термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите
термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова
посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре. Итоги. Когда вы
держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же
вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от
ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она
расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает
тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается
вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха.
Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо
17

7

Прогнозирование
погоды
Тема
«Приметы ноября»

8

Экспериментальноисследовательская
деятельность Тема:
«Объем воздуха»

поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.
Составление краткосрочного и длительного прогноза по барометру и по приметам 1
ноября. Краткосрочный прогноз:
• В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
• Иней на деревьях - к морозу.
• Пушистый иней - к вёдру.
• Пасмурная холодная погода проясняется к ночи - будет заморозок.
• Длинные ноябрьские сумерки - к ненастью, короткие - к хорошей погоде.
Длительный прогноз:
• В ноябре снега надует - хлеба прибудет, вода разольется - сена наберется.
• Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
• Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
• Свистит снегирь - скоро зима будет.
• Ясная безоблачная погода в ноябре - признак скорого понижения температуры.
• Если ноябрь ясен и стоит сухая погода, значит, будет он опасен для урожая
будущего года.
• Если первый осенний снег выпадает так, что свисает с крыш, то он скоро растает.
• Если снег в ноябре выпадает на мокрую землю, то он останется на зиму, если на
сухую - скоро сойдет.
• Если осенью снег выпадает, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро
растает.
Опыт «Объем воздуха зависит от температуры». Рассмотрим пробирку. Что в ней 1
находится? Воздух. У него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку
резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем
воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим пробирку в
стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно
выпуклой. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха
не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании
(увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. Достанем пробирку из
горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим? Резиновая пленка
заметно втянулась. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять
не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении
(уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается. Вывод: Объем воздуха
зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем
воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем
воздуха уменьшается
18

9

Прогнозирование
погоды
Тема
«Составление
прогноза»

10

Экспериментальноисследовательская
деятельность Тема:
«Удивительный
компас»

Составление краткосрочного и длительного прогноза по приборам на
метеостанции и по приметам декабря. Если в декабре земля хорошо промерзла,
большой иней и бугры снега, то следующий год будет урожайным. Снежный и
морозный декабрь – к урожайной жатве. Если в декабре снег вплотную к заборам
привалит, то лето будет плохое; если же промежуток останется – урожайное. Если
3 декабря идет снег, то 3 июля пойдет дождь. Если снегирь запел, а сорока под
стреху лезет, будет вьюга
Дети с воспитателем обсуждают: • Что такое компас, как он выглядит, опишите 1
его. • Для чего используется компас? • Куда показывает стрелка? • Какие четыре
стороны света вы знаете? • Где по отношению к северу находится запад и восток?
Рассматривают компас, узнают, как им пользоваться. Установите компас
горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив
северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу.
Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток. Эти же стороны света указаны и на
круговой шкале компаса. Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети
рассматривают компас, определяют части света. А теперь поиграем в игру и
посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться.
Сначала выполним простые задания. Нужно пойти на север, на юг (на восток, на
запад). Теперь выполним более сложные задания. Заранее положить несколько
предметов в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание
найти игрушку, сопровождая командами: игрушка находится в южном
направлении, игрушка на северозападе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После
каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы
действовали, чтобы выбрать нужное направление движения. Познакомить детей с
свойствами магнита (на основе опытов). Притягивает железо. Может притягивать
железные предметы через воду, стекло, бумагу. Опыт «Компас» 1. Каждый
ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает
взрослый), наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз
выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса). Игра «Команды».
Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды.
Например: сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на
север, один шаг на юг и т.д. Научите детей находить с помощью компаса запад и
восток. Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые
написаны внутри компаса. Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы
синий конец его стрелки «смотрел» на букву С, т.е. – на север. Тогда стрелочка
(или спичка), которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление
19

11

Неживая
природа
Тема:
«Как
расстояние
от
солнца влияет на
температуру
воздуха»

12

Сезонные
изменения
в
природе
Тема
«Календарь
природы в марте»

«запад – восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом,
дети находят запад и восток. Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон
горизонта. Опыт «Магнитная стрелка» Покажите детям магнитную стрелку (на
подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она
представляет собой магнит. Пусть дети поместят магнитную стрелочку на
подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того,
как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с
расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или – с магнитами,
плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение
совпадает. Значит, магнитная стрелка – как и все магниты – показывает, где у
Земли север, а где - юг. Обратите внимание. Если в вашем расположении нет
магнитной стрелки на подставке, ее можно заменить обыкновенной иголкой. Для
этого надо ее намагнитить, обозначив северный и южный полюса соответственно
полосками красной и синей бумагой (или ниток). Затем – положить иголку на
пробку, а пробку поместить в плоский сосуд с водой. Свободно плавая в воде,
иголка повернется в том же направлении, что и магниты.
Опыт «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» 1
Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка. Возьмите линейку
и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку
100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите
лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр
показывает более высокую температуру. Термометр, который находится ближе к
лампе, получает больше энергии следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше
распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут
сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Также
можно на участке измерить температуру воздуха на солнечной стороне и в тени
Воспитатель вместе с детьми ведет календарь природы, отмечая при этом 1
особенности марта в живой и неживой природе. Температура воздуха: от -8° C до
0° C; Световой день: 11 ч. 54 мин; Погода: мокрый снег с оттепелями; Живая
природа: прилет птиц, просыпаются лягушки, цветение лещины, ольхи... Март месяц перехода от зимы к весне, когда на улицах еще лежит снег, сугробы
покрываются ледяной темнеющей коркой, а солнце начинает заметно пригревать.
Календарь природы I неделя: яркое солнце, таяние снега на открытых участках
земли II неделя: солнце согревает еще холодный воздух и температура близка к
нулю ° C III неделя: продолжение таяния снега и частичный прогрев почвы,
появление почек IV неделя: снеготаяние, неустойчивость погоды, мокрый снег или
20

13

Неживая
природа
«Круговорот воды в
природе»

14

«Экспериментальноисследовательская
деятельность» Тема:
«Дождь и гроза

яркое солнце
Опыт «Круговорот воды в природе» Принесем с улицы домой твердый лед и снег, 1
положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом
помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег
и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли
твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в
комнате. Вывод. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед
превращаются в жидкую воду. Опыт 2. Поставим кастрюльку получившейся водой
на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды
становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар
– это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала?
Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду! Вывод.
При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в
газообразное состояние – пар. Опыт 3. Продолжаем кипятить воду, накрываем
кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько
секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар?
Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь
холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.
Вывод. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова
превращается в жидкую воду. Опыт 4. Охладим немного нашу кастрюльку, а затем
поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в
лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике?
Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру. Вывод.
При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в
твердые снег и лед.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает, что такое дождь и гроза, проводят опыт 1
«Отчего идет дождь?» Горло чайник с горячей водой накрывают холодным белым
блюдцем. Через несколько минут блюдце снимают, смотрят что с него капают
капли воды. Дети рассматривают конденсацию пара. Педагог предлагает дет\м
объяснить, почему так происходит. Читают стихотворения «Говорила туча
туче…» Воспитатель объясняет, что представляет собой опасность гром или
молния, обсуждаю правила поведения во время грозы. Чтение японской сказки
«Человек, который не знал, как раскрыть зонт». Обсуждение и зарисовка примет
на Дождь в альбом. • Если кувшинка закрывается - быть дождю. • Клен "плачет"- к
дождю. • Цветы издают сильный запах - к дождю. • Ночная роса не просыхает быть грозе. • Комары кусают весь день - к продолжительному дождю. • Галки и
21

15

«Неживая природа
Тема:
«Кислород,
это?»

16

Живая
природа
Тема:
«Цветыбарометры»

вороны кричат - к дождю. Воробьи купаются в пыли - быть дождю.
Воспитатель рассказывает детям, что воздух состоит из разных газов, главный 1
среди них – кислород. Обсуждают с детьми значение роли кислорода, значение
воздушной оболочки для планеты земля. Воздух нужен для дыхания всем живым
существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый, свежий
воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает растения, которые могут предсказать 1
погоду. Воспитатель объясняет, что человек давно заметил, что многие растения
накануне перемены погоды изменяются. Такая их способность объясняется
зависимостью от условий среды обитания: температуры, влажности, давления
воздуха, а также от солнечного света. Среди самых известных «указателей»
погоды в растительном мире – одуванчик. Растет он повсюду, поэтому с давних
времен использовался как метеоролог. Например, если в солнечную погоду цветы
одуванчика закрываются, значит, будет дождь. И наоборот, если небо хмурится, по
нему плывут тучи, а цветки одуванчика открыты – значит, дождя не будет. В
сухую погоду белая пушистая корзинка семян одуванчика облетает, а перед
дождем ветер никак не может сорвать семена – словно они приклеены. Фиалка –
символ проснувшейся природы и к тому же хороший барометр. Раскрыт цветок
фиалки, смотрит он на мир своим веселым фиолетовым глазом - будет хорошая
погода. А перед ненастьем растение закроет свой цветок и поникнет, словно
показывая всем своим видом, как ему грустно расставаться с солнышком. То же
происходит и с маргариткой. Перед ненастной погодой цветок опускает головку
совсем низко к земле. Отлично предсказывает изменение погоды и чертополох.
Перед пасмурной погодой колючки репейника плотно прижимаются к головке и
совершенно не колются. При жаре они, наоборот, раскрываются, и головка
становится. Никогда не обманут и цветки лютика. Если небо хмурится, а цветки
открыты - дождя не будет. А когда на небе ни облачка, и вдруг среди бела дня
цветки лютиков закрываются – быть дождю или грозе. Ель тоже опускает свои
ветки перед дождем, чешуйки ее шишек сжимаются, а перед ясной погодой ветви
поднимаются вверх. Наблюдательные сибиряки таежники издавна по состоянию
кроны елей довольно точно определяют предстоящую погоду. Цветы могут
рассказать и о предстоящем похолодании, и о приближении долгожданной весны.
Верный указатель теплых дней в конце марта - начале апреля – это появление на
склонах, на железнодорожных откосах и городских пустырях первых желтых
цветков мать-и-мачехи. Предвестники наступления долгожданного устойчивого
тепла после холодов затяжных дней ненастной погоды – золотые ключики
22

17

Экспериментальноисследовательская
деятельность Тема:
«Что
выделяет
растение?»

18

Прогнозирование
погоды
Тема:
«Черемуха
душистая»

Итого

первоцвета.
Воспитатель с детьми проверяет выделяет ли растение кислород. Взрослый 1
предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети
предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека.
Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной
емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в
теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать
больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать,
накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой
пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Итоги.
Растения выделяют кислород.
Педагог вместе с детьми рассматривают черемуху на территории детского сада, 1
обсуждают примету: • Как только зацветает черемуха, пора ждать похолодания.
Практически всегда это предсказание сбывается, за очень редким исключением.
Кстати, биологи, изучив растение, пришли к выводу, что черемуха сама
подстраивается под погоду и ждет наступления прохлады, чтобы зацвести. Если
же в период цветения черемухи температура воздуха не понизилась, то это
произойдет в ближайшие дни. Согласно другой примете, следует внимательно
посмотреть на почки черемухи. Если они лопаются, а дерево цветет очень обильно
и пышно, то это признак дождливого холодного лета. А вот если черемуха
зацветает рано и цветет в течение длительного времени, то лето будет теплым.
Чем дольше цветет черемуха, тем жарче будет лето. Проверка приметы: «Сирень и
черемуха начинают цвести через неделю после того, как распустилась береза».
Примета на заметку: «16 мая — обильно цветущая черемуха означает наступление
мокрого, дождливого лета».
18

23

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Главный принцип самостоятельной деятельности: поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности. Необходимо стремиться к поддержке разнообразия детства, сохранению
уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (п. 1.2.
ФГОС ДО).
Инициативность:
- Активность в начинании, запускать новые дела
- Активность продвижения начинания
- Активность вовлечения в начинание и продвижение начинание окружающих людей
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:
Привлекать детей к созданию предметно – развивающей среды экологической направленности.
Создавать положительный психологический климат в детском коллективе. Поддерживать
чувство гордости за свой край, природу родного края.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Совместная деятельность родителей с детьми является основополагающей в
формировании экологической культуры у дошкольников. Зачастую дети берут пример со своих
родителей и, вырастая, ведут себя так, как когда-то вели себя они. Знания о природе детям
системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с
семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей
экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания.
Формы работы с родителями:
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу,
деловые игры),
- информация в родительском уголке,
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке,
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок передвижек.
- совместные экскурсии, практикумы, природоохранные акции, игровые тренинги на тему
экологии и экологических знаний,
- участие в проектной деятельности,
- привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Советы родителям:
- Расскажите ребенку о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет
интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха.
- Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их
изменениями, связанными с погодой.
Перспективный план работы с родителями
Месяц
Октябрь
декабрь

Мероприятие
Детско - родительская
встреча «Маленькие
исследователи»
Экопроект «Дерево
моего ребенка»

Содержание
Дети с родителями проводят дома эксперименты с
живой и неживой природой и представляют итоги
работы на детско-родительской встрече.
В соответствии с гороскопом ребёнка выбирается
дерево. Родители собирают информацию о нём,
иллюстрации,
художественное
слово,
игры,
связанных с названием выбранного дерева.
24

февраль

март
май
июнь

2.

Оформляют и представляют совместно с ребенком.
Совместное детско-родительское творчество. Дети и
родители выбирают месяц года и в соответствии с
этим месяцем оформляют страницу с народными
приметами. Дизайн и материал для оформления
страниц
участники
выбирают
сами.
После
изготовления страниц, участники представляют свое
творчество в группе, странички скрепляются в
альбом. Обязательное условие, приметы нужно
проверить.
Выставка пособий
Родители изготавливают пособия для наблюдения за
«Наблюдаем за ветром»
ветром
Клумба «Барометр»
Привлечение родителей к созданию цветочной
клумбы (цветов-барометров)
Создание альбома
Метеоцентр в семье предполагает создание островка
«Семейный
прогнозирования погоды. Для наблюдений отбирают
метеоцентр»
наиболее распространенные “живые барометры” ель, одуванчик, акация, ноготки, сосна, бальзамин;
муравьи, стрекозы, мухи, аквариумные рыбки,
воробьи и др. Дома ведётся свой календарь погоды –
отмечает погоду предсказанную и реальную. После
проверки народных примет дети могут их нарисовать
(проиллюстрировать).
Альбом «Народные
приметы о погоде»

Организационный раздел

3.1 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во
время праздников и досугов экологического характера.
Месяц
Мероприятия
Сентябрь
День работников леса
Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
4 октября
Всемирный день защиты животных
12 ноября
Синичкин день
11 января
Всемирный день заповедников
Всемирный день снега
21 марта
Международный день леса
22 марта
Всемирный день водных ресурсов (День воды)
23 марта
Всемирный метеорологический день
1 апреля
Международный день птиц
22 апреля
Всемирный день Земли
19 мая
Всероссийский день посадки леса
5 июня
Всемирный день окружающей среды

3.2. Материально-техническое оснащение.
25

В МАДОУ имеется: интерактивная панель, интерактивный стол, ноутбук, принтер,
мультимедийный проектор.
Группы оснащены глобусами, географическими картами, атласами. Для более широкой
наглядности при знакомстве детей с различными странами и континентами необходимо
использовать модели, опорные схемы, карты разных континентов, которые в процессе познания
заселяются представителями растительного и животного мира, маршрутами путешествий.
Центр природы: для детей старшего дошкольного возраста уголок должен включать в себя
различные виды комнатных растений. Растения должны быть разнообразными, интересными,
не прихотливыми и не требующими за собой особого ухода. В центре природы, так же должно
иметься место для труда, которое включает в себя ящики с посадками (лука, рассады);
инвентарь для ухода за обитателями уголка природы.
Экологическая библиотека. Она несёт познавательную функцию, в ней необходимо
размещать специальную литературу об окружающем мире. Если для младших групп – это,
сказки про животных и растения, то для старших групп – это могут быть уже энциклопедии,
рассказы Н. Сладкова, М. Пришвина, В. Бианки и др.
Календарь природы. Умение детей замечать изменения в природе (время года, температуру,
осадки) закрепляются с помощью календаря природы. Основными целями ведения календаря
природы являются формирование у детей представления об экологии, развитие мышления,
воспитание трепетного отношения и любви к природе.
В центре экспериментирования дети проводят опыты и эксперименты, наблюдения за
объектами живой и неживой природы.
Метеорологическая площадка.
Метеорологическая площадка состоит из следующего оборудования:
Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.
Солнечные часы - прибор для определения времени, позволяет детям учиться определять время
по солнцу.
Компас – прибор для определения сторон света.
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления. (Высокое давление означает
хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую). Термометр – прибор для изменения
температуры воздуха.
Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его
основания указателю сторон света.
Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.
Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
- клумба «Цветочные часы».
- «Птичья столовая».
Цветник на метеоплощадке, цветы барометры: клевер, фиалка, мать и мачеха, мальва, вьюнок,
одуванчик.
3.3. Программно-методическое обеспечение
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях: информационно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – СПб.: Детство-пресс, 2003.
4. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
– М.: Аркти, 2004.
5. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение,
2000.
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
8. Николаева С.Н. Юный эколог – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
26

9. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного
возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

27

28

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
ГИБДД информирует за 10 м 2023.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».