Учебный план
к образовательной программе дошкольного образования
группы раннего возраста
Направления
развития ребенка
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
Содержание образовательной деятельности
Действия с предметами.
Математические представления
Окружающий мир.
Природа.
Формирование словаря
Звуковая культура речи
Грамматический строй речи
Связная речь.
Интерес к художественной литературе
Приобщение к искусству
Изобразительная деятельность
Конструктивная деятельность
Музыкальная деятельность
Театрализованная деятельность
Культурно – досуговая деятельность
Физическое развитие
Физическое развитие
Социально коммуникативное
Социальные отношения
Группа раннего
возраста
2 – 3 года
Наименование НОД
Сенсорное развитие
Окружающий мир
1
1
Развитие речи
1
Рисование
Лепка/конструирование
1
0,5/0,5
Музыкальная деятельность
2
*
*
2
Физическая культура
*
ВСЕГО на образовательную деятельность
по обязательной части
9
(90 мин)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально – коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие
«Песочная сказка»
Палочки Кюизенера
*
Максимальная образовательная нагрузка на ребенка:
НН
9 (90 мин)
ГН
3330 мин
*реализация данных видов деятельности осуществляется в ходе режимных моментов в интеграции с другими видами деятельности
Направления
развития
ребенка
Познавательное
развитие
Речевое
развитие
Социальнокоммуникативн
ое
развитие
Художественно
-эстетическое
развитие
Учебный план к образовательной программе дошкольного образования
групп дошкольного возраста
Группа
Группа
Содержание
дошкольного дошкольного
Наименование НОД
образовательной
возраста
возраста
деятельности
3 – 4 года
4 - 5 лет
Сенсорные эталоны и
познавательные действия
Математическое развитие
Окружающий мир
Природа
Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Подготовка к обучению
грамоте.
Связная речь.
Интерес к художественной
литературе
Социальные отношения.
Формирование основ
гражданственности и
патриотизма.
Формирование основ
безопасного поведения.
Трудовое воспитание
Приобщение к искусству
Изобразительная
деятельность
Математическое и сенсорное
развитие
Группа
дошкольного
возраста
5 -6 лет
Группа
дошкольного
возраста
6 -7 лет
1
1
1
2
Исследование объектов живой и
неживой природы,
экспериментирование.
0,5
0,5
1
1
Подготовка к обучению грамоте
*
*
1
1
Развитие речи
1
*
1
*
2
*
2
*
0,5
1
1
*
*
*
*
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Познание предметного и
социального мира, освоение
безопасного поведения
Рисование
Лепка
0,5
Аппликация
Конструктивная
Конструирование
деятельность
Музыкальная деятельность
Музыкальная деятельность
Театрализованная
деятельность
Культурно – досуговая
деятельность
Основная гимнастика.
Физическое
Подвижные игры и игровые
развитие
упражнения.
Физическая культура
Формирование основ
здорового образа жизни.
Спортивные игры.
Спортивные упражнения.
Активный отдых
ВСЕГО на образовательную деятельность по обязательной части
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
2
2
2
*
*
*
*
*
*
*
*
3
3
2
2
*
*
*
*
10
(150 мин)
10
(200 мин)
12
(300 мин)
14
(420 мин)
1
1
*
*
Часть, формируемая участниками образовательных отношени
обучение плаванию
Физическое развитие
«Обучение ходьбе на
лыжах»
*
Познавательное развитие
«Уральская инженерная
*
Социально – коммуникативное развитие
школа»
Художественно – эстетическое развитие
*
Речевое развитие
«Ребенок в мире поиска»
Физическое развитие
Всего на часть, формируемую участниками образовательных отношений
1 (25 мин)
Максимальная образовательная нагрузка на ребенка:
10 (150 мин)
10 (200 мин)
13 (325 мин)
НН
5550 мин
7400 мин
12025 мин
ГН
*реализация данных видов деятельности осуществляется в ходе режимных моментов в интеграции с другими видами деятельности
*
*
1 (30 мин)
15 (450 мин)
16650 мин
Пояснительная записка к учебному плану
к образовательной программе дошкольного образования
на 2024 – 2025 учебный год
Учебный план по реализации ФОП ДО МАДОУ № 49 является нормативным
документом, регламентирующим организацию образовательной деятельности с учетом
специфики МАДОУ, учебно - методического, кадрового и материально- технического
оснащения.
Учебный план на 2024 - 2025 учебный год разработан в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 - ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022 г. № 955;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028;
- Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599).
- Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ №49.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная
(часть, формируемая участниками образовательных отношений) часть.
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части ФОП ДО и
реализуется через образовательную деятельность, организацию различных видов детской
деятельности
(игровой,
двигательной,
коммуникативной,
познавательно
исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а так же
чтение художественной литературы), или их интеграцию с использованием
разнообразных форм и методов работы, выбор, которых осуществляется педагогами
самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня усвоения программы и
решения конкретных образовательных задач.
Образовательная деятельность осуществляется:
- в форме непрерывной образовательной деятельности (НОД), для которой выделено в
режиме дня специально отведенное время по расписанию;
- в форме образовательной деятельности в режимных моментах (ОДвРМ) подгруппами и
индивидуально в течение дня (в игровой и совместной деятельности, на прогулке, в
утренний и вечерний отрезок времени и пр.).
Предельно допустимая образовательная нагрузка по возрастным группам
Продолжительность НОД для детей с 1 года до 3-х лет не более 10 минут, от 3 до 4-х лет
не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти
лет не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет не более 30 минут.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста: от 1,5 до 3 лет - 20 мин; 3-4 года – 30 минут; 4 – 5 лет - 40 минут;
5 – 6 лет –75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, 6 – 7 лет – 90 минут.
Недельная учебная нагрузка непрерывной образовательной деятельности:
группа раннего возраста 1 – 2 года – 9 НОД;
группа раннего возраста 2 – 3 года – 9 НОД;
группа дошкольного возраста 3 – 4 года – 10 НОД;
группа дошкольного возраста 4 – 5 лет – 10 НОД;
группа дошкольного возраста 5 - 6 лет – 13 НОД;
группа дошкольного возраста 6 – 7 лет – 15 НОД.
В группах раннего возраста
длительность непрерывной
образовательной
деятельности не превышает 10 мин. Образовательная деятельность организуется в первую
и во вторую половину дня по подгруппам.
В теплое время года допускается организация образовательной деятельности по
физическому и художественно – эстетическому развитию на игровой площадке во время
прогулки.
Занятия по физическому развитию организуются по подгруппам: в группе раннего
возраста 1 – 2 года два раза в неделю в групповом помещении, в группе раннего возраста
2 - 3 года два раза в неделю в групповом помещении и в физкультурном зале во второй
половине учебного года.
В целях оптимизации недельной образовательной нагрузки на детей и учитывая
индивидуальные особенности здоровья каждого ребенка,
часть формируемая
участниками образовательных отношений реализуется в совместной деятельности
взрослого с детьми в режимных моментах, в интеграции всех образовательных областей в
соответствии с методическими рекомендациями «Логико-математическое развитие
дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками
Кюизенера/Михайлова З.А. и дополнительной образовательной программой социально –
коммуникативной направленности «Песочная сказка».
В группах раннего возраста организуемая игровая деятельность с песком способствует
познанию окружающего мира, формированию коммуникативных способностей,
тактильной
чувствительности,
развитию
самостоятельности
и
творческой
инициативности.
Использование
цветных
палочек
Кюизенера
способствует
формированию и развитию представлений детей раннего возраста о сенсорных эталонах
(цвет, форма, размер, количество, положение в пространстве) через эмоциональное
вовлечение ребѐнка в действие с игрой.
В группах дошкольного возраста
организация образовательной деятельности
регулируется:
- календарно-тематическим планированием,
реализуемым в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной,
восприятие художественной литературы и фольклора).
Непрерывная образовательная деятельность с детьми организуется в соответствии с
образовательными областями с учетом индивидуальных особенностей детей и имеет свои
особенности для каждого возрастного периода. Образовательная деятельность носит
преимущественно интегративный, проблемно - поисковый характер, предполагает,
познавательное общение, совместную деятельность
и активную самостоятельную
деятельность детей.
Непрерывная
образовательная
деятельность,
требующая
повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую
половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с
физкультурными и музыкальными занятиями. Во всех возрастных группах в середине
занятия статического характера для профилактики утомления проводятся физкультурные
минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не
менее 10 минут.
В группах старшего дошкольного возраста занятия по физическому развитию
организуются 3 раза в неделю: 2 занятия - в зале, одно – в бассейне (обучение
плаванию). В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях НОД
по физическому развитию организуются на открытом воздухе.
Образовательная деятельность в режимных моментах (ОДвРМ) осуществляется в
течение дня в соответствии с календарно – тематическим планированием.
В летне-оздоровительный период проводятся только занятия художественно эстетического и оздоровительного циклов. В теплый период образовательная
деятельность организуется на игровой площадке во время прогулки.
В периоды проведения педагогической диагностики (сентябрь, май) учебная
непрерывная образовательная деятельность проводится в обычном режиме.
С целью оптимизации образовательной деятельности и снижения нагрузки на детей
в группах младшего и среднего дошкольного возраста непрерывная образовательная
деятельность «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование
чередуется с «Познанием предметного и социального мира, освоением безопасного
поведения».
Художественно – эстетическое развитие осуществляется в соответствии с
парциальной программой «Художественно – эстетическое развитие детей» Н.Н. Леонова
и планируется с чередованием: в группах младшего, среднего, старшего дошкольного
возраста – рисование/лепка, аппликация/конструирование; в группах дошкольного
возраста 6 – 7 лет: аппликация/конструирование.
Обязательная часть по всем образовательным областям реализуется в
образовательной, совместной деятельности взрослого с детьми в режимных моментах и
самостоятельной деятельности детей.
В группе комбинированной направленности осуществляется совместное образование
здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
адаптированной
образовательной
программой
дошкольного
образования,
индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным с учетом заключения
ПМПК.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена по
образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально
– коммуникативное развитие, "Художественно-эстетическое развитие", «Физическое
развитие», обеспечивает вариативность образования, отражает специфику МАДОУ,
позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений планируется и
организуется в соответствии с парциальными программами и методическими
рекомендациями:
- Парциальная программа «Обучение плаванию»/Е. Воронова.
- Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»/И.
Каплунова, И. Новоскольцева.
- «Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно - исследовательской
деятельности дошкольников». О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, В. В. Щетинина.
- «Что было до …..». Игры – путешествия в прошлое предметов/ О.В. Дыбина.
- «Рукотворный мир»: Игры – занятия для дошкольников/О.В. Дыбина.
- «Играем с логическими блоками Дьенеша»/Н.И. Захарова.
-Методические рекомендации «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с
логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера/Михайлова З.А.
-Дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Юные
метеорологи».
Реализуя образовательную область «Физическое развитие», в совместной
деятельности взрослого с детьми планируются подвижные и спортивные игры народов
Урала. В зимний период во время дневной прогулки организуется обучение ходьбе на
лыжах детей дошкольного возраста 4 – 7 лет.
С целью развития у детей дошкольного возраста элементарных навыков инженерного
мышления в рамках программы «Уральская инженерная школа» в рабочей программе
педагогов в части, формируемой участниками образовательных отношений, спланирована
совместная деятельность взрослого с ребенком: группы дошкольного возраста 3 - 4 года
«Играем с логическими блоками Дьенеша», в группах старшего дошкольного возраста
реализуется дополнительная образовательная программа социально – коммуникативной
направленности «Мы - юные метеорологи». Формирование целостной картины мира,
развитие творческого потенциала каждого ребенка и перспективного взгляда на
предметное окружение обеспечат игры -путешествия в прошлое предметов и рукотворный
мир.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений реализуется в
совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей (с
учетом возраста) во взаимодействии с родителями (законными представителями) и через
интеграцию образовательных областей.
Во всех группах различные формы работы с детьми организуются утром и во
вторую половину дня (как по обязательной части планирования, так и по части
формируемой участниками образовательного процесса).