Дополнительная образовательная программа по обучению игре на фортепиано детьей дошкольного возраста МАДОУ № 49

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 49 «Радуга»

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
М АДОУ№ 49
№ ~/ от
Р О сУ

М А Д О У № 49
С .Н . Камаловой

%

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по обучению игре на фортепиано для детей
дошкольного возраста с 6 до 7 лет
(срок реализации 1 год)

Составитель: музыкальный
руководитель Е.Н. Лаптева

Разработчики рабочей программы:
Лаптева Елена Николаевна - музыкальный руководитель;
Ибатуллина Галина Владимировна - заместитель заведующего по B M P .

Содержание:
№ п/п

Наименование раздела

I

Целевой раздел

1.
1.1.
1.2.

Пояснительная записка
Введение.
Актуальность программы
Цели и задачи реализации программы дополнительного
образования.
Принципы и подходы к организации образовательной
деятельности
Характеристики особенностей развития детей
подготовительной к школе группы.
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного
возраста программы дополнительного образования.

1.3.
1.4.
1.5.
2.

II
2.1.
2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка
Формы, способы , методы и средства реализации рабочей
программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.

Организационный раздел

3.1.
3.1.2.
3.2.
3.3.
3.4.

Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение.
Режим дня.
Учебный план.
Расписание занятий
М етодическое обеспечение программы, средства обучения и
воспитания.
Комплексно - тематическое планирование образовательной
деятельности.

IV

4
4
5
7
7
9
9

Содержательный раздел

III

3.5.

№
стр.

11
11

15
15
16
17
18
18
21

I.
Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
1.1. Введение.
«Музыка - единственный вид искусства,
проникающий в сердце человеческое так глубоко,
что может изображать даже переживания его дум».
Стендаль
Музыкальное
искусство,
непосредственно
и
сильно
воздействует на человека уже в первые годы его жизни, играет
огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у
ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать,
понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании
прекрасного.
Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через
него человек не только познаёт окружающую действительность, но и
осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает
таким воздействием на человека, которое помогает формировать его
всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.
Направленность данной программы можно определить как
художественно - эстетическая .
Н е отдельные дети, а любой ребенок имеет право на
музыкальную культуру. Нет детей без «слуха», а «слух» нельзя
отождествлять с музыкальностью. Нет детей без воображения, как и не
способных выразить свое воображение в творчестве. Верить в ребенка
очень важно в интересах не только его интеллектуального, но и
эстетического развития. М узы ка близка эмоциональной натуре детей.
Стремясь
к гармоничному воспитанию
ребёнка, необходимо
позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том,
чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности
переживания, получаемые от общения с искусством. И если встает
вопрос, а нужно ли обучать детей игре на инструменте, то, конечно,
ответ будет звучать утвердительный. Ведь занятия искусством
развивают фантазию, будят воображение, артистичность, интеллект.
Педагог, которому доверено музыкальное образование и
воспитание ребёнка, должен с самого начала интересно и увлекательно
построить музыкальные занятия, потому что нередко именно от первых
месяцев занятий зависит, станет ли музыка другом и радостным
спутником человека или же он останется к ней равнодушным.
Программа разработана на основании следующего нормативно правового обеспечения:
- Федеральным законом «О б образовании в Российской Федерации»,
- Конвенцией о правах ребенка,

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России,
- Концепцией художественного образования в Российской Федерации,
- Рекомендациями по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств (Министерство культуры РФ от 21.11.2013 №191-01-39/06ГИ )
Содержание рабочей программы в соответствии с требованиями
Ф Г О С Д О включает три основных раздела - целевой, содержательный
и организационный. Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части
являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований Стандарта.

1.2.

Актуальность программы.

Творчество - актуальная потребность детства.
В се родители хотят, чтобы их дети были гениями. Каждый ребенок
одарен своим особым даром и отличается от остальных. Н о это не
означает, что вы не можете сделать его или ее «мастером на все руки».
Фортепиано - это тот ответ, который вы, возможно, искали, чтобы
сделать вашего ребенка успешнее как в школе, так и в жизни.
Недавние исследования обнаружили связь между обучением игре на
фортепиано и общими жизненными навыками у детей. Вот несколько
причин, почему вы должны отдать своих детей учиться на фортепиано,
и каждая из этих причин была установлена в ходе научных
исследований.
Индивидуальное занятие с ребенком является основой саморазвития
личности. Исследования показали, что дети, которые учатся играть на
фортепиано, имеют более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их
«немузыкальные» сверстники. Причина была обусловлена навыками,
необходимыми для игры на этом инструменте.
Для начинающих игра на фортепиано может быть трудной задачей.
Дети, которые берут уроки игры на фортепиано, учатся преодолевать
эти трудности, обретают уверенность и способность решать многие
проблемы в жизни, благодаря позитивному мышлению.
Всем известно, что игра на пианино или рояле требует координации
рук и глаз, что улучшает общую координацию в человеке. Тем не
менее, исследования также показали, что игра на фортепиано повышает
общий коэффициент ловкости (проворности, сноровки). Так как во
время игры руки должны двигаться независимо друг от друга. Дети,

которые проходят обучение, имеют большую проворность, чем
остальные.
Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину,
ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные
умения и навыки. Необходимо
научить ребенка правильно
распределять свое время, поэтому приходится часто, особенно, с
младшими школьниками, составлять режим дня, чтобы ребенок
успевал совмещать школьные задания, занятия спортом и задания по
фортепиано. Было замечено, что обучающиеся игре на фортепиано
лучше концентрируются в классе и со временем входят в число лучш их
учеников в школе.
Занимаясь
музыкой,
ребенок
развивает
математические
способности.
Он
пространственно
мыслит,
манипулирует
абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. Кроме
того - музыкант, пусть даже начинающий - это артист, он должен
управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением,
владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок
музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области.
Н а занятиях фортепиано ребенок знакомится с музыкальным
языком, где, как и в литературном языке есть предложения, фразы,
мотивы. Учится при помощи звуков произносить выразительно
музыкальную фразу, передавая разные настроения. Описывая на
первом этапе словами музыкальную пьеску, ребенок расширяет свой
словарный запас, эмоционально реагируя на звучащую музыку.
Замечено - играющие и поющие дети лучше разговаривают и пишут.
Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки,
особенно это необходимо при игре в ансамбле в 4 руки, когда нужно
достичь общности ритмического пульса, синхронности при взятии и
снятии звука и др. Ансамблевое исполнение способствует развитию
аналитической, логической, рациональной памяти. Музицирование в
ансамбле способно сыграть значительную роль в процессах
становления и развития музыкального сознания, мышления и
интеллекта.
И гра пьес разного характера и настроения позволяет осознавать
связь музыки с жизнью, ведь в жизни рядом идут радость и грусть,
веселье и печаль, серьезность и шаловливость.
Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более
разносторонне. Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни,
поскольку подвергаются воздействию различных стилей музыки в
юном возрасте. Это делает их более восприимчивыми к различным
вещам в жизни. От урока к уроку ребенок достигает определенных
положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах.
В вышесказанном заключается педагогическая целесообразность
данной программы. К новизне программы можно отнести то, что с ее

помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой
направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию
детям для успешной социализации в жизни.

1.3.

Цель

Цели и задачи реализации программы дополнительного
образования.
данной

программы

развитие
исполнительских способностей ребенка.

творческих

основ

и

Задачи программы:
- прививать любовь к музыкальному искусству;
- помогать в формировании художественного вкуса;
- дать обучающимся необходимый объём знаний, умений и навыков в
игре на фортепиано, а так же необходимый объем теоретических
знаний (в т.ч. сольфеджио);
- развивать музыкальные способности, интерес к инструментальному
исполнительству, а так же музыкальный слух, память, чувство ритма и
умение анализировать музыкальные произведения;
- формировать у обучающ ихся практические умения и навыки
(правильная посадка за инструментом, постановка рук, чтение с листа,
овладение инструментом, игра в ансамбле);
- повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры;
- развивать их музыкальные представления и художественный вкус;
- воспитывать у детей эстетический вкус, навыки исполнения музыки,
художественное мышление, исполнительскую и слушательскую
культуру,
умение
работать
в коллективе,
настойчивость
и
целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса,
ответственность за результат;
- познакомить детей с инструментальной музыкой русских и
зарубежных композиторов, различными стилями музыки, обучить
сопоставлять
музыкальные
произведения
с
окружающей
действительностью, с другими видами искусства.

Принципы и подходы к организации образовательного
процесса.
• Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом дошкольного образования.
• Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений.

• Принцип поддержки инициативы детей в различных видах
деятельности.
• Принцип сотрудничества с семьей.
• Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства.
• Принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности.
• Принцип
возрастной
адекватности
дошкольного
образования
(соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития).
• Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного
процесса. Данный подход подразумевает широкое использование
разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности
взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и
использует ведущую деятельность дошкольни8А — игру как основу
организации жизнедеятельности детского сообщества.
• Создание непринужденной и доброжелательной обстановки.
• Последовательное усложнение поставленных задач.
• Принцип положительной оценки.

1.5. Характеристики особенностей развития детей
подготовительной к школе группы.
Ребенок на пороге школы обладает устойчивыми социально­
нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и
осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. К концу
дошкольного
возраста
происходят
существенные
изменения
в
эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более
богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по
содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в
эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них
формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет
им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет
на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может
не только отказаться от нежелательных действий или хорош о себя вести,
но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что
полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п.
Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение
дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с
учетом интересов и потребностей других людей. К семи годам дети
определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью,
проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения,
ориентированных на выполнение будущ их социальных ролей.
М узыкально-художественная
деятельность
характеризуется
большой
самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к
стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания
музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать
ценность произведений музыкального искусства.

2. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста
программы дополнительного образования.
П о окончании обучения воспитанник будет
Знать:
• регистры, названия октав;
• скрипичный и басовый ключи;
• запись нот первой и второй октав;
• деление длительностей и пауз;
• такт, простые размеры;
• знаки альтерации;
• штрихи: non legato, legato;
• динамические оттенки;
• понятия темп, лад.

Уметь:
• правильно сидеть за инструментом;
• находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: первая - вторая октавы);
• воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание
целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);
• читать ноты (в диапазоне: первая - вторая октавы).
У обучающегося будут воспитаны:
• эмоциональное восприятие музыки;
• интерес к музыкальным занятиям;
• стремление передать характер музыкального произведения в своем
исполнении;
• культура поведения на занятиях.
Будут развиты:
• элементарный звуковысотный слух;
• ладовое чувство (определение на слух ладовой окраски,
законченности или незаконченности музыкального построения);
• элементарное чувство ритма.

2.1.

II.
Содержательный раздел.
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка.

Основная задача начального обучения - введение ребенка в мир музыки,
ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и
художественно-увлекательной форме.
Педагог должен создать на занятии непринужденную, радостную
атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать
воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее
важно, и воспитывать музыкой.
Н а этом этапе обучения создается фундамент, на котором строится все
дальнейшее развитие ребенка. Он включает в себя приобретение начальных
навыков игры на фортепиано, первоначальных музыкально - теоретических
знаний, развитие музыкального мышления.
Первыми произведениями в репертуаре ребенка становятся народные
детские попевки и песенки со словами, помогающими подстроить его слух на
осмысленное восприятие мелодической интонации. В дальнейшем, для
активизации слухового восприятия, используется словесная подтекстовка
мелодии, соответствующая ее интонационному и ритмическому характеру.
Учитывая желание ребенка скорее исполнить музыку, на занятиях
используются ансамбли с педагогом. Ансамблевая игра помогает развитию
чувства метроритма, элементов полифонического слуха, а также помогает
наладить личностный контакт педагога с обучающимся.

2.2.

Формы, способы, методы и средства реализации рабочей
программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.

В кружке используются следующие основные формы занятий с
обучающимися по фортепиано:
1. Индивидуальные занятия (игра на инструменте, обучение нотной грамоте);
2. И гра в ансамбле.
Дополнительными формами занятий являются:
- прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений
профессиональных исполнителей;
- посещение концертных залов с последующими тематическими беседами с
воспитанниками;
- концертные выступления.

Методы обучения игре на фортепиано.
М етоды музыкального воспитания определяются как действия педагога,
направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они
строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом
сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому,

который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка,
организует его деятельность.
В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста
применяют три взаимосвязанных метода работы:
15 Наглядный;
Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать
детям явления, события окружающей действительности, рассказать о
чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами
быта.
Наглядный метод включает следующие компоненты:
• Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки
ребенком, как специальное, так и во время музыкально-ритмических
движений.
• Тактильную наглядность - непосредственное ощущение телом
волновых колебаний музыкального звучания.
• Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания
сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ
приемов игры на инструменте, упражнений; использование большого
спектра наглядных средств: картин художников, портретов, игрушек,
предметов искусства, музыкальных инструментов, моделей, слайдов,
фрагментов видеофильмов и т. д ., относящихся к данному
музыкальному произведению.
Таким образом, наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две
разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального
воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки.
Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование
Т С О — основное содержание этого метода.
Наглядно-зрительный
метод в музыкальном
воспитании
имеет
вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зри­
тельная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.)
применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить
их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы,
познакомить с музыкальными инструментами и т. д.
Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать
слуховому восприятию. О на применяется далеко не всегда, а лишь при
необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее
применение
более
оправданно),
наличия
программности
и
изобразительности в музыкальном образе.
15 Словесны й;
Словесный метод включает в себя следующие приемы:
• Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение
для исполнения или упражнение. Объяснение должно быть четким,

•

•

•

•

•

•

15

кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми
музыкального материала и заданий.
Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием
музыкальных
произведений.
Образный
рассказ
способствует
заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания
произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает
воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной
фабуле музыкального произведения.
Пояснения. Они даются при показе способов игры, выполнения
упражнений и различных приемов в ходе занятия в четкой и краткой
форме.
Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает
детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за
педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он
говорит: «Н е делайте движений, послушайте внимательно и
посмотрите, как их надо выполнять».
Указания. Даются во время исполнения ребенком произведения или
упражнения. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять,
уточняют способ выполнения действий.
Поэтическое
слово.
Чтение
небольшого
прозаического
или
поэтического литературного произведения или его фрагмента перед
исполнением музыки также помогает детям глубже понять и
почувствовать ее образный строй.
Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже перед
слушанием,
когда
надо
конкретизировать
содержание
произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями
от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им
элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными,
а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью.
Вопросы . Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.
Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая
излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточняется
содержание, характер музыкального образа, форма и средства
выразительности музыкального произведения.
Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо
причин отвлекся от процесса выполнения заданий. Замечания должны
быть строгими, но в то же время корректными.
М етод практической деятельности.
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен.
Показ педагогом исполнительских приемов в игре на инструменте и
освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности
(исполнительской и творческой). Н а основе процесса подражания
ребенок усваивает всё, а потом это переходит в навык.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий
характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный
и практический — должен применяться с нарастанием проблемности и:
от прямого воздействия (объяснительно- иллюстративный метод) через
закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание
поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к
проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми
способов деятельности).
Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от
его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения
определяется конкретными задачами данного занятия, сложностью
музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей.
Указанная
программа
определяет
приоритеты
художественно­
эстетического воспитания ребенка и общественную значимость творческой
деятельности детей.
Подобная структура даёт возможность преподавателю не только
подготовить ребенка к дальнейшему инструментальному исполнительству,
но и обеспечить его достаточным объёмом теоретических и практических
знаний и умений для дальнейшей творческой реализации.
Данная программа освещает наиболее важные проблемы фортепианного
обучения, рассматривает различные формы занятий по развитию творческих
способностей ребёнка.

Обучение ведется по следующим направлениям:
- овладение навыками игры на инструменте;
- развитие творческих способностей учащ ихся и приобретения необходимых
навыков для самостоятельного музицирования;
- подбор по слуху, «досочинение» мелодии, импровизация;
- овладение навыками игры в ансамбле;
Данная программа рассчитана на 1 год для детей дошкольного возраста 6­
7 лет. При желании ребенка обучение может быть продолжено по
углубленной (предпрофильной) программе.
Ф орма занятий - индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю по
30 мин.
Домашние и классные занятия проходят на фортепиано. Наличие
домашнего инструмента обязательно.
Наличие музыкального слуха, чувства ритма, память проверяется при
прослушивании.

III. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы.
Условия реализации Программы это совокупность вспомогательных
средств (ресурсов), необходимых для получения ребенком образования в
объеме программы дополнительного образования.
Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми
дошкольного возраста основывается на субъектном отношении педагога к
ребенку; индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития
ребенка; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку.

Образовательный процесс предусматривает:
■ сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их
развития, организацию развивающих занятий с детьми, направленных на
коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии;
■ обеспечение единства воспитательных, обучающ их и развивающих целей
и задач образовательного процесса;
■ построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях
осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания
равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от
материального достатка семьи, места проживания, языковой и
культурной среды, этнической принадлежности;

Материально-технические условия.

■

■
■
■
■

Для успеш ной реализации учебного процесса необходимы следующие
условия:
Наличие светлого, проветренного, удобного помещения с
температурным режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим
нормам;
Хорош о настроенный инструмент;
Удобный стул и подставки на стул и под ноги с учетом разного возраста
детей;
Интерактивная доска или D V D .
Музыкальный центр.

3.1.2. Кадровое обеспечение
Профессиональные обязанности педагогов дошкольного образования
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «О б
образовании в Российской Федерации, глава 5, статья 48, педагогические
работники Д О О обязаны:
■ осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном
уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию Программы;

■ соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
■ уважать честь и достоинство воспитанников и других участников
образовательных отношений;
■ развивать
у
воспитанников
познавательную
активность,
самостоятельность, инициативу, творческие способности;
■ формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в
условиях современного мира, формировать культуру здорового и
безопасного образа жизни;
■ применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
качество образования формы, методы обучения и воспитания;
■ учитывать особенности психофизического развития детей и состояние
их здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими
организациями.
В соответствии с Ф Г О С Д О , деятельность педагогических работников
должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их
профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое
индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно
отразиться на благополучии и развитии детей.

3.2. Режим дня.
Режим дня в группах общеразвивающей направленности
с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей
(ежедневное время пребывание детей - 10,00 час.). Холодный период
/сентябрь-май/
Режимные моменты

Возрастная
группа/время
Подготовительная
гр.

Утренний
приём, игры, утренняя
гимнастика, индивидуальное общение
воспитателя с детьми, самостоятельная
деятельность
Завтрак

7.15 - 8.35

8.35 - 8.50

Игры , подготовка к образовательной деятельности

8.50 - 9.00

Непрерывная образовательная деятельность

9.00 - 10.50

Игры , подготовка к прогулке, прогулка,
возвращение с прогулки
Игры , самостоятельная деятельность по выбору и
интересам

10.50 - 12.20
12.20 - 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40 - 13.10

Релаксирующая гимнастика перед сном

13.10 - 13.15
13.15 - 15.00

Подготовка ко сну, сон
Постепенный подъём, воздушные, пробуждающая
гимнастика, водные процедуры
Подготовка к полднику, полдник

15.00 - 15.30

Игры , досуги, кружки, общение,
самостоятельная деятельность по интересам

15.55 - 16.55

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

15.30 - 15.55

16.50-17.15

Режим дня в группах общеразвивающей направленности
с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей
(ежедневное время пребывание детей - 10,00 час.). Теплый период
/июнь - август/
Режимные моменты

Возрастная
группа/время
Подготовительная
гр.

Утренний прием, общение, игровая деятельность,
утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельные игры
Подготовка к прогулке, образовательная
деятельность на прогулке, прогулка, возвращение с
прогулки
Самостоятельная деятельность по выбору и
интересам
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, сон
Постепенный подъем
Полдник
Игры , досуги, общение и самостоятельная
деятельность по интересам
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

3.3.

7.15 - 8.35
8.35 - 8.50
9.00 - 10.00
10.00 - 12.20

12.20 - 12.40
12.40
13.10
15.00
15.25
15.45

-

13.10
15.00
15.25
15.45
16.20

16.20 - 17.15

Учебный план.

Для реализации цели и задач Программы разработан учебный план.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет возрастных

возможностей и особенностей воспитанников. При составлении учебного
плана учитывалось соблюдение минимального количества времени
на
изучение каждой образовательной области и предельно допустимая нагрузка.

Виды деятельности детей

Кол-во часов в неделю (минуты/кол-во
периодов)

Возрастная группа

6-7

Обучение игре на
фортепиано

30
(2 занятия)

Максимальная
образовательная нагрузка на
ребенка
НН

60 мин.

ГН

2 160 мин.

3.4.
День недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

3.5.

Расписание занятий.
Время
15.00-16.30
15.00-16.30
15.00-16.30
15.00-16.30

Методическое обеспечение программы, средства обучения и
воспитания.

а) Нотный материал;
б) Дидактические материалы;
в) Иллюстративные материалы;
г) Портреты и биографии композиторов;
д) Иллюстрации музыкальных инструментов;
е) Набор карточек с индивидуальными заданиями по темам;
Алексеев А .Д . М етодика обучения игре на фортепиано. Изд.3 - М .:М узы ка,
1978
Баренбойм Л .А . Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л .:
Сов.ком п., 1981
Баренбойм Л .А . Путь к музицированию. Л .: Сов.ком п., 1989
Бирмак А . «О художественной технике пианиста».
Богино Г .К . Игры - задачи для начинающих музыкантов. М .: М узы ка, 1974
Вопросы музыкальной педагогики. Вы п. 1-6. М .: 1979-1981, 1983-1985
Гнесина Е .Ф . «Подготовительные упражнения».

Г анон. Упражнения.
Коган Г . У врат мастерства. М ., 1977
Королькова И .С . «Я буду пианистом»: М етодическое пособие для обучения
нотной грамоте и игре на фортепиано.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащ егося в классе
специального фортепиано. М ., 1966
Лупан С . Поверь в свое дитя. М .: Эллис Л ак, 1993
Любомудрова Н .А . М етодика обучения игре на фортепиано. М .:М узы ка,
1982
Ляховицкая С .М . Задания для развития самостоятельных навыков при
обучении фортепианной игре. И зд.3. Л .: М узы ка, 1975
М асару Ибука. П осле 3-х уже поздно. М .: Знание, 1991
М илич Б .Е . Воспитание пианиста. Киев: М узична Украш а, 1964
Савшинский С . Режим и гигиена работы пианиста. Л ., 1963
Система детского музыкального воспитания К .О рф а. П од Ред. Л.Баренбойма.
Л .: М узы ка, 1970
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М .-Л ., 1947
Тургенева Э .Ш . Начальный период обучения игре на фортепиано. М .:
М узы ка, 1989
Ш мидт-Ш кловская А . «Приобретение пианистических навыков».
5*С 5*С 5*С

Абелян Л . Забавное сольфеджио. М .: Сов.ком п., 1985
Андреева М ., Конорова Е . Первые шаги в музыке. М .: Сов.ком п., 1981
Артоболевская А . Первая встреча с музыкой. М .: Сов.ком п., 1985
Бахмацкая О . Здравствуй, малыш. I, II вып. М .: Сов. К ом п., 1975
Ветлугина Н . Музыкальный букварь. М .: М узы ка, 1988
Глуш енко М . Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вы п.1. Л .: М узы ка,
1988
Гнесина Е . Фортепианная азбука. М .: Сов.ком п., 1976
Гринштейн К . Книжки-раскраски Л .: Палестра, 1986
Коновалов А . Д оН О ТЫ ш и. Курган, 1999
Кончаловская Н . Нотная азбука М .: М алы ш , 1976
Кривицкий Д . Впервые за фортепиано. М ., 2001
Лещинская И ., Пороцкий В . М алыш за роялем. М .: Сов.ком п., 1986
М алахова И . Первые шаги в мире звуков. Л .: М узы ка, 1977
М илич Б. М аленькому пианисту, Фортепиано 1 кл. - Киев, 1985
Никольская М . Комплекс упражнений для начинающего пианиста.
Владимир: П осад, 1999
Никольская М . Обучение игре на фортепиано детей раннего возраста.
Владимир: П осад, 2001
Никольская М . Этот занимательный мир музыки. Первые шаги начинающего
пианиста. Владимир: П осад, 1998
Перунова Н . Музыкальная азбука. Л ,: Сов.ком п., 1990

Ройзман Л ., Натансон В . Ю ны й пианист. М ,:М узы ка, 1985
Сафарова И .
Игры
для
организации
пианистических
движений.
Екатеринбург, 1994
Ю довина-Гальперина Т . За роялем без слез, или, я - детский педагог. С .-П .,
1996

№

1.

4. Комплексно - тематическое планирование образовательной
деятельности.
Количество часов
Название раздела
Теория
Всего
Практика

1
1
Знакомство. Введение в
2 часа
специальность. Правила
поведения в кружке. Правила
Техники Безопасности.
2.
3 часов
1
2
Знакомство с инструментом.
3.
Донотный период.
6часов
3
3
4.
Изучение нотной грамоты.
6 часов
2
4
5.
10 часов
2
8
Постановка рук.
6.
Развитие технических навыков
23 часов
2
21
7.
2
20
Работа над эмоциально22 часа
художественным развитием.
Игра в ансамбле.
8.
Зачеты и выступления
2
2 часа
9.
1
1
Подведение итогов
2 часа
14
62
Всего часов
76 часа
1.Введение.
Теория
1.Знакомство. Вводное занятие. Беседа по технике безопасности и правилах
поведения.
Практика
1. Выявление музыкальных способностей и общего развития обучающегося.
2. Знакомство с инструментом.
Теория
1. Общая характеристика музыкальной культуры:
а) Знакомство с предшественниками фортепиано: клавесин, клавикорд,
орган.
б) История создания фортепиано.
в) Пианино и рояль - сходство и различия.
Практика
1. Знакомство с внутренним устройством фортепиано: дека, струны,
молоточки, демпферы, педали и принципы их работы.
2. Изучение клавиатуры: клавиши, регистры, тембры, звуковысотность,
понятия: тон, полутон; диез, бемоль, бекар.
3. Донотный период.
Теория
1. Понятие мелодия - основа музыкальной ткани.
2. Ритм - временное понятие музыки.
Практика

1. Занятия по развитию метро-ритмического ощущения, основываясь на
музыкальных примерах (танец, марш).
2. Графическое изучение длительностей, пауз. Утверждение в сознании
ребенка неразрывности музыки и времени.
Э.Знакомство с понятиями: темп, размер, такт, затакт в опоре на слово:
подтекстовка музыкальной фразы, применение попевок.

4. Изучение нотной грамоты.
Теория
1.Взаимосвязь звуковысотности и графического изображения:
а) Работа над развитием навыка графического восприятия нотной записи:
упражнение «бусы ».
Практика
1. Изучение нот на нотоносце и нахождение их на клавиатуре.
2. Использование игровых моментов в запоминании расположения нот на
нотоносце: например, ноты живут на этажах и между этажами, «чердаке»,
«подвале» и т. д.
3. Воспитание прочной связи: вижу - слышу - знаю , которая является основой
успеш ного развития навыка «чтения с листа».

5. Постановка рук.
Теория
1.Подготовительные упражнения для развития пианистического аппарата:
а) Ежедневные гимнастические упражнения для организации и подготовки
рук (без инструмента).
б) Работа над посадкой за инструментом.
в) Работа над упражнениями: «Радуга», «М аятник», «П рогулка», «Паучок» и
т .д ., подробная работа с локтями, запястьем, пальцами.
Практика
1. Непосредственная работа над постановкой рук:
а) Положение пальцев - «овальное окош ечко», «бугорки», свод, упражнение с
мячом, карандашом, работа над ощущением пальцев и погружением их в
клавиатуру.

6. Развитие технических навыков.
Практика
1. Овладение начальными навыками игры: non legato, legato, staccato.
2. Создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе
точного ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания.
3. Постановка четких задач в игре упражнений.
4. Работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических
трудностей.

7. Работа над эмоционально-художественным развитием.
Теория
1.Исполнение
произведения.
Практика

педагогом,

разбор

характера,

образа,

содержания

1. Работа над произведениями различного музыкально-художественного
содержания.
2. Работа над выразительными средствами для воплощения музыкально художественного содержания произведения: динамика, фразировка, штрихи,
уяснение роли мелодии, ритма.

8.3ачеты и выступления.
Практика
1. Контрольное занятие.
2. Открытое занятие.

9.Подведение итогов
Теория
1.Обсуждение с обучающимися достижений и недостатков в работе.
Практика
1.Проигрывание репертуара учащимся с анализом и самооценкой
исполнения.
Главная задача
первого
года
обучения
- организация
пианистического аппарата и освоение нотной грамоты. В течение первого
полугодия преподаватель должен проработать с учащимся 5 легких пьес на
освоении штриха non legato как основополагающего.
Предполагается, что основное количество пьес играется в ансамбле с
педагогом. В течение второго полугодия преподаватель должен проработать
с учащимися 5 легких для прохождения по нотам пьес на все основные
штрихи: non legato, staccato, legato.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФ ИКАТЕ ЭП
Сертиф икат 25910413180194252715292873429998908689710672454
Владелец Камалова Светлана Николаевна
Действителен С 01.09.2023 по 31.08.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
ГИБДД информирует за 10 м 2023.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».