Принят решением
педагогического совета
ДОУ
от __________________
УТВЕРЖДЕН:
Заведующим филиала МАДОУ №49
детского сада №41 «Вишенка»
____________ Н.В. Коневой
Приказ № ____ от ______________
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для групп общеразвивающей направленности
детей раннего и дошкольного возраста
филиала МАДОУ № 49 «Радуга» детский сад № 41 «Вишенка»
на 2024-2025 учебный год
Город Серов
2024
Пояснительная записка к учебному плану основной общеобразовательной –
образовательной программы филиала МАДОУ детского сада № 49 –
детский сад № 41 «Вишенка»
План организации непосредственно образовательной деятельности по
реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения филиала
детского сада № 49 «Радуга» - № 41 «Вишенка» составлен в строгом соответствии с
нормативными документами, регламентирующими деятельность дошкольных
образовательных учреждений:
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 - ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N
1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. №1028
«Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного
образования»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- Санитарные правила 2.4.3648_20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- Приказ МАДОУ от 03.07.2023 № 64 «Об утверждении Положения о рабочей
программе педагогических работников МАДОУ № 49 «Радуга».
Учебный план в филиале МАДОУ № 49 «Радуга» - № 41 «Вишенка»
соответствует Уставу МАДОУ, общеобразовательной и парциальным программам,
обеспечивая выполнение требований к содержанию и методам воспитания и
обучения, реализуемых в ДОУ, гарантирует ребенку получение комплекса
образовательных услуг.
Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная
программа дошкольного образовательного учреждения, разработанная и
утвержденная в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основная образовательная
программа направлена на освоение детьми программного материала, воспитания
привычки здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, на
заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка, на развитие его
личностных качеств, творческих и интеллектуальных способностей.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых
формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение
к развитию дошкольников;
- принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение ООП с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя
разные формы работы и виды деятельности;
- соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и
между детским садом и начальной школой.
В филиале МАДОУ № 49 - № 41 «Вишенка» план НОД на 2024-2025 г.
составлен в соответствии с основной общеобразовательной программой
дошкольного образования (далее – ООП ДО). В структуре учебного плана
выделены две части: инвариантная и вариативная.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений планируется
и организуется в соответствии с парциальными программами и методическими
рекомендациями:
- Парциальная программа «Обучение плаванию»/Е. Воронова;
-Дополнительная образовательная программа познавательной направленности
«Юные метеорологи»;
- «Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно исследовательской деятельности дошкольников». О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков,
В. В. Щетинина;
- «Что было до …..». Игры – путешествия в прошлое предметов/ О.В. Дыбина;
- «Рукотворный мир»: Игры – занятия для дошкольников/О.В. Дыбина
- «Играем с логическими блоками Дьенеша»/Н.И. Захарова;
- Методические рекомендации «Логико-математическое развитие дошкольников:
игры
с
логическими
блоками
Дьенеша
и
цветными
палочками
Кюизенера/Михайлова З.А.
- Дополнительная образовательная программа социально – коммуникативной
направленности «Песочная сказка».
Учебный план является документом, который определяет перечень,
трудоемкость, распределение видов деятельности, входит в учебно-методическую
документацию, определяющую объем и содержание образования определенного
уровня и направленности, гарантирует ребенку получение комплекса
образовательных услуг, соответствующих его возрасту.
В структуре учебного плана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений. Объем обязательной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования составляет не менее 60% от общего нормативного
времени, отводимого на освоение содержания программы дошкольного образования,
а часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%.
В соответствии с рекомендациями реализуемого учебно-методического
комплекта программы дошкольного образования «От рождения до школы»
определено время на НОД, обеспечивающую реализацию образовательных областей.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие» распределено с учетом возрастных особенностей детей. При этом решение
программных образовательных задач предусматривается не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности (в дальнейшем НОД), но и в ходе
режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в
самостоятельной деятельности дошкольников.
Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной
деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
и требованиями (СанПиН 1.2.3685-21):
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной
деятельности:
- для детей от 1 года до 3 лет – не более 10 минут,
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Для детей раннего возраста от 1 до 3 лет длительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин.
Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую
половину дня (по 8-10 мин). Допускается осуществлять образовательную
деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой
половине дня: в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут
соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа
соответственно. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультурные
минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности –
не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее
продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине
НОД статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуют в первую половину дня.
Форма организации занятий с детьми: с 1 года до 3 лет - подгрупповые,
индивидуальные; с 3 до 7 лет - фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. В
образовательном процессе используется интегрированный подход, который
позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности ДОУ № 41 «Вишенка» предусматривает
как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения) формы
детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка
занятий соответствуют виду и направлению ДОУ. План реализуется по пяти
образовательным областям, обеспечивающим развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности:
I. Познавательное развитие: ознакомление с предметным окружением, развитие
познавательно – исследовательской деятельности, ознакомление с социальным
миром, ознакомление с миром природы, формирование элементарных
математических представлений.
II. Речевое развитие: коммуникация (развитие речи, подготовка к обучению
грамоте), приобщение к чтению художественной литературы.
III. Социально-коммуникативное развитие: социализация, нравственное, трудовое
воспитание, формирование основ безопасности.
IV. Художественно – эстетическое развитие:
приобщение к искусству,
изобразительная деятельность, конструктивно - модельная деятельность,
музыкальная деятельность.
V. Физическое развитие: формирование начальных представлений о здоровом
образе жизни, физическая культура.
Познавательно-речевое развитие включает в себя дополнительную образовательную
деятельность по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе, а
также непосредственно образовательную деятельность по основам безопасности
дошкольников («Юные метеорологи»; «Ребенок в мире поиска. Программа по
организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников». О.
В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, В. В. Щетинина; «Что было до …..». Игры –
путешествия в прошлое предметов/ О.В. Дыбина; «Рукотворный мир»: Игры –
занятия для дошкольников/О.В. Дыбина; «Играем с логическими блоками
Дьенеша»/Н.И. Захарова; Методические рекомендации «Логико-математическое
развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными
палочками Кюизенера/Михайлова З.А.
Физическое развитие реализуется через включение в учебный план ООД
парциальной программы «Обучение плаванию»/Е. Воронова.
Социально-комунникативное развитие включает в себя дополнительную
образовательную деятельность «Песочная сказка» (социально-конмунникативная
направленность).
На основе плана составлено расписание организованной образовательной
деятельности, что способствует регуляции нагрузки, оптимальному чередованию
различных видов деятельности, предупреждению утомляемости. В летний период
учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность
прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные
праздники, экскурсии, занятия музыкально – эстетического цикла и др. Вариативная
часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ,
обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление
деятельности ДОУ № 41 «Вишенка» и направлена на реализацию парциальных
программ, которые являются дополнением к инновационной программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
В ДОУ проводятся постоянные работы по укреплению здоровья детей,
закаливанию организма и совершенствованию его функций. Один раз в неделю, в
режиме дня ведется физкультурно-оздоровительная работа, старшая и
подготовительная группы посещают занятия в бассейне.
В 2024-2025 г. филиале МАДОУ № 49 – детский сад № 41 «Вишенка»
функционирует 2 группы общеразвивающей направленности, укомплектованных в
соответствии с возрастными нормами:
Старшая группа
От 4 до 6лет
17 детей
Подготовительная
группа
От 6 до 7лет
13 детей
Режим работы детского сада в учебном году: с 7:15 до 17:15
Режим работы детского сада в летний оздоровительный период: с 7:15 до 17:15
Начало учебного года: 01.09.2024г.
Окончание учебного года: 31.05.2025г.
Продолжительность учебной недели: 5 дней (Понедельник – пятница)
Продолжительность учебного года: 36 недель
Летний оздоровительный период: с 01.06.2025г. по 31.08.2025г.
Мониторинг качества освоения программного материала воспитанниками:
- с 02.09.2024г. по 13.09.2024г.
- 13.05.2025г. по 24.05.2025г.
Выпуск детей в школу: 31.05.2025г.
Периодичность проведения родительских собраний:
1 собрание – сентябрь-октябрь,
2 собрание – апрель – май
Праздничные (выходные) дни в соответствии с производственным календарем
на 2024 – 2025 учебный год:
04 ноября - День народного единства;
01.01.2024г. – 08.01.2024г. – новогодние каникулы;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – 3 мая – Праздник весны и труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
Структура образовательного процесса.
Учебный день делится на три блока:
1. Утренний воспитательно-образовательный блок – продолжительность с 7.15 до
9.00 включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя с ребёнком;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
2. Развивающий блок – продолжительность с 9.00 до 11.00 (в зависимости от
возраста) представляет собой:
- непрерывную образовательную деятельность детей.
- деятельность детей по интересам,
- совместную с воспитателем и самостоятельную деятельность.
3. Вечерний блок – продолжительность с 15.30 до 17.15 включает в себя:
- непрерывную образовательную деятельность детей (в зависимости от возраста),
- развлечения,
- деятельность детей по интересам,
- совместную с воспитателем и самостоятельную деятельность.
Непрерывная образовательная деятельность проводится в первую и вторую
половину дня в течение всего года и направлена на физическое, социально –
коммуникативное, познавательное, речевое и художественно – эстетическое
развитие.
Учебный план
по реализации основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования в группах раннего возраста
Направления
Содержание образовательной
Наименование
Группа
Группа
развития
деятельности
НОД
раннего
раннего
ребенка
возраста
возраста
1-2 года
2-3 года
Познавательное Развитие сенсорной культуры.
Сенсорная
2
1
развитие
Действия с предметами.
деятельность
Математические
Сенсорное с
представления.
дидактическим
Окружающий мир.
материалом
Природа.
Речевое
Связная речь.
Речевое развитие
2
2
развитие
Грамматическая правильность
Расширение
речи.
ориентировки в
Звуковая культура речи.
окружающем и
Формирование словаря.
развитие речи
Интерес к художественной
литературе.
Художественн
Приобщение к искусству.
Рисование
1
о-эстетическое
Изобразительная деятельность. Лепка/конструиро
развитие
Конструктивная деятельность.
вание
1
Конструирование
со строительным
1
материалом
Музыкальная деятельность
Музыкальная
2
2
деятельность
Театрализованная деятельность
*
*
Культурно-досуговая
*
*
деятельность
Физическое
развитие
Освоение детьми
разнообразных физических
упражнений, общеразвивающих
упражнений, основных
движений, подвижных игр и их
правил
Социальное отношения
Развитие
движений
физическая
культура
Социальнокоммуникатив
ное развитие
ВСЕГО на образовательную деятельность по обязательной части
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Речевое развитие
«Песочная сказка»
Палочки Кюизенера
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Максимальная образовательная нагрузка на ребёнка:
НН
НГ
2
2
*
*
9
(90 мин)
9
(90 мин)
*
*
9 (90
мин)
3330 мин
*реализация данных видов деятельности осуществляется в ходе режимных моментов в
интеграции с другими видами деятельности
Учебный план
по реализации основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования (группы дошкольного возраста)
Направления Содержание
Наименова
Группа
Группа
Группа
Группа
развития
образовательно
ние НОД
дошкольного дошкольного дошкольного дошкол
ребёнка
й деятельности
возраста 3-4 возраста 4-5 возраста 5-6 ьного
года
года
года
возраста
6-7 года
Познавате
Сенсорные
Математич
1
1
1
2
льное
эталоны и
еское и
развитие
познавательны
сенсорное
е действия.
развитие
Математическо
е развитие.
Окружающий
Исследован
0,5
0,5
1
1
мир.
ие объектов
Природа
живой и
неживой
природы,
эксперимен
тирование
Речевое
Связная речь
Развитие
1
1
2
2
развитие
речи
Формирование
словаря.
Звуковая
культура речи.
Грамматически
й строй речи.
Подготовка к
Подготовка
к обучению
грамоте
*
*
9 (90 мин)
3330 мин
1
1
Социально
коммуника
тивное
развитие
Художеств
енноэстетическ
ое
развитие
обучению
грамоте.
Интерес к
художественно
й литературе.
Социальные
отношения.
Формирование
основ
гражданственн
ости и
патриотизма.
Формирование
основ
безопасного
поведения.
Трудовое
воспитание
Приобщение к
искусству.
Изобразительн
ая деятельность
*
*
*
*
0,5
0,5
1
1
*
*
*
*
Рисование
Лепка
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Аппликация
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
2
*
*
*
*
2
2
Познание
предметног
ои
социальног
о мира,
освоение
безопасног
о
поведения
Конструктивна
Конструиро
0,5
0,5
я деятельность
вание
Музыкальная
Музыкальная
2
2
деятельность
деятельность
Театрализованная
*
*
деятельность
Культурно*
*
досуговая
деятельность
Физическо
Основная
Физическая
3
3
е развитие
гимнастика.
культура
Подвижные
игры и игровые
упражнения.
Формирование
основ
здорового
образа жизни.
Спортивные
игры.
Спортивные
упражнения.
Активный
отдых.
ВСЕГО на образовательную деятельность
10
10
по обязательной части
(150 мин)
(200мин)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическое развитие
Обучение
12
(300мин)
1
14
(420мин)
1
плаванию
«Обучение
ходьбе на
лыжах»
«Уральская
инженерная
школа»
*
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социальнокоммуникативное развитие
Художественно«Ребёнок в
эстетическое развитие
мире поиска»
Всего на часть, формируемую участниками
образовательных отношений
Максимальная образовательная нагрузка на
ребёнка:
НН
10 (150
мин)
5550 мин
*
*
*
*
*
*
1
(25
мин)
1
(30 мин)
10 (200
мин)
7400 мин
13 (325
15 (450
мин)
мин)
ГН
12025
16650
мин
мин
*реализация данных видов деятельности осуществляется в ходе режимных моментов в
интеграции с другими видами деятельности
Планируемые результаты освоения ООП ДО.
Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного
образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика
дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также
системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности
вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений и обусловливают необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются
ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной
деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8
лет;
в)
информирования
родителей
(законных
представителей)
и
общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при
решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том
числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием
методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения
результативности детей);
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания
посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к
условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности
на этапе завершения ими дошкольного образования. К целевым ориентирам
дошкольного
образования
относятся
следующие
социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
- целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные
ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые
имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по
зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
- ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигеинические навыки,
владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание,
самостоятельно ест и тому подобное);
- ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает
им; играет рядом;
- ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
- ребенок способен направлять свои действия на достижение простой,
самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой
последовательности продвигаться к цели;
- ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи,
простые предложения из 4-х слов и более. Включенные в общение; может обращатся
с вопросами и просьбами;
- ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и
фразы за взрослым;
- ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы,
изображенные на них;
- ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов,
ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
- ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его
деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные
представления о населенном пункте, в котором живет;
- ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы
ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и
интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается
не причинять вред живым объектам;
- ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения;
- ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения
искусства;
- ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка,
рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки
(гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик. Шарики;
лепит палочки, колечки, лепешки;
- ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает
названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его
повседневном обиходе;
- ребенок в играх отображает действия окружающих («готовит обед»,
«ухаживает за больным», и др.), воспроизводит не только их последовательность и
взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей
замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- у ребенка сформированы основные психофизические и нравственноволевые качества;
- ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр,
может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и
личной гигиены;
ребенок
результативно
выполняет
физические
упражнения
(общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских
пеших прогулках, осваивает простейшие туристические навыки, ориентируется на
местности;
- ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребенок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может
осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
- ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского
спорта;
- ребенок имеет начальные представления о правилах безопасного
поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимание, как
поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребенок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относится к
своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку
другим людям;
- ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения
в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства
других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать
возникающие конфликты конструктивными способами;
- ребенок способен понмать свои переживания и причины их возникновения,
регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий
в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
- ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда,
другим людям и самому себе;
- ребенок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о
количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать,
изменять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
- ребенок имеет представления о некоторых наиболее ярких представлениях
живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания,
потребностях живой природы, росте и развитии живых существ;
- ребенок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе
знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными
знаниями об искусстве;
- ребенок владеет умениями, навыками и средствами художественной
выразительности в различных видах деятельности и искусства;
- ребенок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих
работ;
- ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с
предметами, к развивающим и познавательным играм.